Представления студенческой молодежи о роли фотосъемки в туристском путешествии
На рубеже XX-XXI веков в условиях глобализации и информатизации современных обществ происходит процесс виртуализации социальной действительности. Виртуализация представляет собой процесс конструирования некой «другой», идеальной, воображаемой реальности, которая, являясь подобием материальной, замещает ее, приобретает статус основной.
В настоящее время благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям создаются различные виртуальные «миры»: «виртуальная корпорация», «виртуальная демократия», «виртуальные деньги», «виртуальное общение» и т.д. Следует отметить, что существенную роль в конструировании этих множественных «миров» играет визуализация, то есть представление объектов и явлений в образной, чувственно воспринимаемой форме. Визуализация сокращает путь к идеальному, воображаемому, виртуальному, так как образы идей и вещей лучше воспринимаются и запоминаются, дают возможность получить больше эмоций и впечатлений.
Необходимо отметить, что с распространением сначала «мыльниц», а затем цифровых фотокамер приобретает массовый характер процесс визуализации социального пространства посредством фотографии.
Особую роль фотография начинает играть в сфере туризма. Современное туристское путешествие превратилось в нескончаемый процесс фотографирования, причем, часто без цели, без эстетики, без понимания смысла визуального. Объяснение этому феномену в социологии дается через введение понятия «синдром Кодака». «Синдром» связан с тем, что турист, делая бесконечные серии снимков, стремится «захватить» и, в конечном счете, «присвоить» часть символического пространства и стать его обладателем. Визуальные образы становятся его символическим и виртуальным «сокровищем».
Фотосъемка в настоящее время сопровождает практически любое туристское путешествие. Причем, существуют специфические особенности фотосъемки, например, при дайвинге, при фотосафари или при съемке городских достопримечательностей. В различных видах туристских путешествий учитываются особенности аппаратуры, одежды, вспомогательных материалов, организации фотосъемки, так как от этого зависит не только качество снимков, но и впечатления от поездки в целом.
И, хотя качественное оборудование и само путешествие стоят определенных материальных затрат, люди готовы потратить деньги ради открытия неизведанного, получения новых невероятных ощущений, и создания потрясающих снимков.
Процессы, указанные выше, актуализируют исследования, направленные на выявление представлений различных категорий населения о смысле визуального, о значении фотосъемки в любой социальной деятельности, в том числе и в туризме.
С целью изучения представлений студентов о роли фотосъемки в туристском путешествии нами в ноябре-декабре 2007 года было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетирования. В качестве объекта исследования выступили студенты Тверского государственного технического университета. Объем выборочной совокупности составил 100 человек.
Результаты исследования показали, что основная масса респондентов путешествует раз в год или реже, причем девушки путешествуют чаще, чем юноши. Самая длительная продолжительность туристских поездок студентов составляет месяц, самая короткая – выходные дни. Большинство студентов отдыхает в России (66,4% от общего числа респондентов) и Европе (13,7%). В меньшей степени молодые люди предпочитают отдыхать в Азии, Ближнем Зарубежье, Северной Америке. Отправляясь в путешествие, большая часть респондентов (73,3%) берет с собой фотокамеру. Причем, предпочтение отдается цифровой фотокамере (76,7% опрошенных студентов), наиболее удобной и доступной по цене (с учетом того, что цена фотокамеры оказалась наименее значимым критерием при ее выборе), обладающей значительной по объему памятью, позволяющей получить хорошие фотоснимки и хранить их в электронном виде. Некоторые студенты пользуются также «мыльницами» и камерами на мобильном телефоне, но их число в настоящее время невелико.
В ходе исследования было выявлено, что в рамках туристского путешествия молодые люди предпочитают пользоваться фотокамерой в следующих ситуациях: во время самостоятельной прогулки (30,4% от общего числа ответов), в процессе самостоятельного осмотра достопримечательностей (25,2%), а также в ходе организованных экскурсий (24,4%). В качестве главных объектов фотографирования во время путешествия выступают: сам турист и его друзья (33% от общего числа ответов), а также памятники архитектуры (23,5%), а, возможно, и фотографирование этих двух объектов вместе, например, турист на фоне памятника архитектуры. Причем, основными причинами фотографирования во время путешествия именно себя и друзей, а также памятников архитектуры, как среди юношей, так и среди девушек является наибольший интерес к этим объектам (47,7% от общего числа объектов), возможность сохранить их образы «на память» (11,9%), а также красота этих объектов (11,9%). Следует отметить, что мнения по вопросу о том, в каких видах туризма использование фотокамеры является предпочтительным и даже необходимым, среди юношей и девушек разделились. Так, юноши считают, что использовать фотокамеру необходимо, прежде всего, в экстремальном виде туризма (30,9% от общего числа ответов юношей), и лишь затем – в познавательном (30,1%) и экологическом (16,9%) турах. Для девушек же предпочтительнее использовать фотокамеру, прежде всего, в познавательном (33,7% от общего числа ответов девушек), и лишь затем в экологическом (21,4%) и экстремальном (20,2%) видах туризма. В меньшей степени, по мнению, как юношей, так и девушек, использование фотокамеры необходимо в религиозном туре.