Новая социальная ситуация развития юношеского возраста
Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается тем, что расширяется до пределов, отпущенных человеку, живущему в современную ему эпоху, в современной ему культуре, в его государстве и в мире.
Обстоятельства жизни начинают меняться: одни юноши и девушки продолжают жить в семье, решая проблемы своего учения или работы на месте; другие – окончив школу – уезжают в иные города – учиться и работать; третьи – в 18 лет уходят служить отечеству. Юноши и девушки получают возможность брать на себя проблемы своего обустройства и начинают встречаться с задачами взрослой жизни. От них ожидают самостоятельности, и они стремятся к ней. Многие сохраняют зависимость от семьи. С включением в решение социальных задач приходит чувство компетентности. Молодёжи в социуме предоставляется новые условия общения и к ней обращены новые ожидания.
Эта позиция в условиях нового времени ставит перед молодёжью проблему личной ответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в каждой отдельный момент, за которым возникает необходимость отнестись к ситуации как к проблемной и принять соответствующие решения.
Юность – период значительного развития социальной активности. Юноши и девушки стремятся освоить все сферы взрослой жизни. Социализация молодых людей имеет некоторые достаточно выраженные тенденции. Принято считать, что та часть молодежи, которая ещё продолжает учиться, позднее обретает социальную зрелость, чем те, кто начал работать, образовал семью и уже имеет ребёнка. Однако социальная зрелость не зависти впрямую от перечисленных обстоятельств. Здесь социальную зрелость в большей мере определяет внутренняя позиция самого человека, чем внешние обстоятельства. Социальная ситуация для юношества выступает как возможность развития и самореализации [10, с. 494–495].