Источники информации в моральной статистике
В моральной статистике используются все методические приемы, разработанные в статистической науке. Вместе с тем своеобразие предмета и объекта исследования накладывает свой отпечаток на их применение.
Отличие моральной статистики от других отраслей социальной статистики заключается в том, что ее первоосновой выступают нравственно-психологические свойства личности, которые больше, чем любые другие социальные аспекты (образование, уровень жизни, занятость населения и др.), носят субъективный характер. Эти обстоятельства предопределяют: ограниченность информационной базы моральной статистики; особую актуальность достоверности данных; необходимость более широкого применения методов статистики мнений и специальных выборочных обследований; более частое обращение к методам таких наук, как социология и психология.
В качестве источников информации в моральной статистике, как и в целом в социальной, используются данные статистической отчетности, переписей населения, специальных выборочных обследований, социологических опросов, ведомственного учета.
Статистическая отчетность содержит широкий круг данных, требуемых для моральной статистики. Это, прежде всего материалы по преступности и правонарушениям, нарушением норм трудовой дисциплины на производстве и в общественной жизни, антисоциальным явлениям, а так же сведения о лицах и коллективах, отмеченных наградами и премиями, поощрениями. Материалы переписей населения и текущего учета естественного и механического движения населения нужны для расчета показателей распространенности и интенсивности процессов, представляющих собой предмет моральной статистики. Обычно эти показатели заданы как число случаев на 1000 жителей за год или иной отрезок времени. Такие коэффициенты рассчитываются либо относительно всего населения, либо только определенной категории жителей. Например, коэффициент преступности несовершеннолетних можно исчислить и на 100 000 человек всего населения, и на 100 000 подростков в возрасте 14-17 лет.
Специальные выборочные обследования предпринимаются для получения более детальной информации, чем предоставляемая в статистической отчетности. Необходимы такие обследования и в тех случаях, когда нет возможности получить информацию из иных источников. Специальные обследования дороги и трудоемки, поэтому их проводят как единовременные или периодические при сравнительно небольшой доле отбора.
Как правило, лишь на базе выборочного обследования можно проанализировать причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные факторы, раскрыть механизм их воздействия. Материалы выборочных обследований позволяют анализировать дифференциацию изучаемого процесса по различным категориям населения, различным сферам личной и общественной жизни, разным отрезкам времени в пределах суток, месяца, года. Велика роль специальных обследований при обращении к материалам статистики мнений, роль которой особенно важна для моральной статистики.
Моральная статистика – тот раздел статистики, где наиболее тесно соприкасаются три области знания: статистика, социология и психология. Близкими оказываются задачи и объекты исследования, взаимно дополняют друг друга методические приемы анализа, присущие каждой из этих наук. Наиболее результативными и глубокими по содержанию оказываются комплексные исследования, осуществляемые на стыке этих трех наук.
Специфика объекта и предмета моральной статистики предопределила и некоторые особенности формирования ее показателей. Ограниченность сферы применения количественных показателей и преобладание атрибутивных характеристик сужают сферу действия таких показателей, как средние, индексы, методы корреляционно-регрессионного анализа. Преобладающее значение имеют абсолютные и относительные величины, группировки и классификации, вариационная статистика, непараметрические методы измерения связей и их тестирование, графические методы.
При расчете обобщающих показателей необходимо учитывать, что в моральной статистике многие оценочные суждения субъективны. В каком направлении и в какой мере искажена действительность за счет субъективного восприятия – этот вопрос надо решать при анализе материалов опросов.