Понятие социальной организации
Организация − это специфический социальный объект, выступающий одновременно коллективным участником скооперированной деятельности. Организация − целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей.
Особенность организации как специфического социального объекта, изучаемого социологией в том, что она в наиболее концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и некоторые важнейшие проблемы, изучаемые социологией. Интерес к исследованию организаций со стороны социологии обусловлен их социальной природой в сочетании с важной ролью, которую организации выполняют в обществе.
Существуют разные классификации организаций:
· по форме собственности;
· типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности;
· возможности сотрудников влиять на организационные цели; масштабу влияния;
· типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений; числу выполняемых функций;
· типу внешней среды и способу взаимодействия с ней.
По разным основаниям организации классифицируют на:
· социетальные и локальные;
· скалярные (жестко структурированные) и латеральные (менее жестко структурированные);
· административные и общественные;
· деловые и благотворительные;
· частные, акционерные, кооперативные, государственные и общественные.
Основанием для возникновения организации является потребность в осуществлении людьми совместной кооперированной деятельности, достижении неких общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородной деятельности в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Это, в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка:
· во-первых, изначальное ограничение свободы, автономии и активности каждого участника деятельности;
· во-вторых, установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для стандартизации и воспроизводства этих отношений, − обеспечение предсказуемости и скоординированности действий.
Именно обеспечение и поддержание социального порядка является важнейшей функцией организации.
Это условие предполагает разделение управленческой деятельности любой крупной организации на два принципиально различных вида деятельности:
1) административную − осуществление программирующих и контролирующих функций управления людьми, выполняющими базовую деятельность (целеполагание, планирование, координация, контроль);
2) функциональную (а позже менеджерскую) − создание условий для осуществления управления, функционирования и развития организации.
Необходимость такого разделения вызвана дифференциацией и усложнением базовой деятельности организации. Появление функциональных специалистов предполагает выделение нескольких узких направлений узкоспециализированной деятельности и переход от управления людьми к организации деятельностями, примерами которых могут быть техническая, финансовая, маркетинговая, кадровая и другие виды деятельности в рамках управления. Цель менеджерской деятельности − создание условий для нормального осуществления базовой работы, развитие организации. Возникнув первоначально как вспомогательная функция, в помощь администраторам, эта деятельность становится ключевой в современных системах управления. Именно с ее развитием связан тезис, что по мере усложнения организаций деятельность узких вспомогательных специалистов играет все большую роль в управлении, в то время как роль высших администраторов становится все более символической. Проблема необходимости разделения этих двух принципиально различающихся видов управленческой деятельности достаточно подробно была обоснована в работах Ф. Тейлора и А. Файоля, в которых отражены разные способы соединения этих деятельностей в различных типах организационных структур.