Понятие культуры, ее структура и содержание
Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем
§ выработки социокультурных ценностей и норм;
§ их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению;
§ освоения окружающей среды;
§ формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.
В социологии определились две традиции понимания роли культуры.
1.
Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.
2.
Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.
Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.
В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).
В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.
Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.
Особенности социокультурных норм:
§ они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;
§ они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов;
§ они обладают императивностью (повелительностью) по отношению к личности;
§ они имеют исторический характер (изменяются с течением времени).
Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.
Типология норм:
§ по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.;
§ по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т.п.
Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда). Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации.
Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология.
Причины сохранения верований в современном обществе:
§ нечеткость границ между знанием и верой;
§ неспособность науки ответить на все вопросы бытия;
§ углубляющийся кризис современного общества.
Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.