Конфликт как социологическая категория
Впервые термин «социальный конфликт» в научный оборот было введено в 1908г. немецким мыслителем, философом, социологом Георгом Зиммелем, он рассматривал социальные конфликты как проявление социального взаимодействия, и с этой точки зрения они являются неотъемлемой составляющей жизни общества.
К изучению конфликтов обращались и обращаются многие ученые, начиная с античности и до наших дней. Аристотель, Т. Гобс, А. Смит, К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и многие другие изучали и анализировали причины и течение конфликтов в различных социальных системах, выявляли закономерности и особенности, искали пути разрешения. Одним из основоположников теории конфликта считается основатель марксистской школы в социологии − К.Маркс, который рассматривал и описывал антагонистические (непримиримые) противоречия между классами, видя в них главную движущую силу общества на пути социальных изменений. Рассматривая революцию как наивысшее проявление классового конфликта, К.Маркс называл их « локомотивом истории». Представители неомарксистской школы утверждают, что межклассовые конфликты не только дестабилизируют общество, но могут привести к полному разрушению социального порядка. Во второй половине 20-го века появились новые направления в теории конфликта, которые объясняли социальные конфликты, как неизбежные процессы, сопровождающие функционирование и особенно развитие любого общества. В 1956г. Георг Зиммель в своём труде «Функции социального конфликта» обосновывает развивающую функцию конфликтов путем создания новых социальных норм в обществе, которые обеспечивают и являются показателем его развития. Л. Козер полагал, что конфликты в группе повышают ее адаптивность и способствуют внутригрупповой интеграции. Р. Дарендорф отмечал, что в основе социальных конфликтов лежат неравные властные возможности, авторитет, престиж, господство и подчинение, т.е. конфликты возникают везде - в любой социальной системе, где есть стремление к доминированию.
Следовательно, социальные конфликты − это неотъемлемые составляющие социальной жизни, они разрушают аморфность и однородность в обществе, являются источником перемен, напряженности и столкновений. Это одна из ярких форм взаимодействия социальных субъектов − социальных общностей и личностей.
Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством.
Но не следует объективные противоречия отождествлять с конфликтом. Противоречия порождают открытые и закрытые конфликты только тогда, когда осознаются людьми, как несовместимые интересы, потребности.
Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью. Динамика социальных систем есть процесс, который реализуется в различных типах социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте. Заметим, что конфликт здесь выступает как некая связующая переходная форма, скажем, к соревнованию (конкуренции), консенсусу. Консенсус -один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у сторон.
Так или иначе конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни, столь же соответствуя природе общества и человека, сколь и консенсус. Легализацию конфликтологии у нас подтолкнула ситуация, когда страну буквально захлестнули конфликты, когда мы оказались не готовы к тому, что "демократия − это конфликт". Особая роль принадлежит социологическому аспекту исследования (конфликт и общество), политологическому (конфликт и политика). Но все большее значение приобретает социально-психологический аспект в плане исследования динамики конфликта. Выделим две основные концепции социального конфликта.
"Концепция позитивно-функционального конфликта" (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической. В ней конфликт рассматривается как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль - стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними. Чем больше разных конфликтов пересекаются, чем сложнее групповая дифференциация общества, тем труднее разделить всех людей на два противоборствующих лагеря, не имеющих никаких общих ценностей и норм. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
В данной концепции выделяется "конкуренция" как ключевое понятие, а интересы сторон считаются побудительной силой конфликта. Его процесс складывается из совокупности .реакций на внешний мир. Все столкновения- это реактивные процессы. Следовательно, сущность конфликта состоит в стереотипных реакциях социальных субъектов. Но разрешение конфликтов мыслится как "манипулирование" поведением без радикального изменения общественного строя. В этом, главным образом, отличие марксистской конфликтологии (теория классовой борьбы и социальной революции) от принципа "скэрсити" (т.е. ограниченности благ, дефицита), характерного для западных трактовок причин конфликта.