Функции социальных конфликтов и их классификация
Конфликт – прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны: 1) знание соперника; 2) знание причин конфликта; 3) ожидание ответных действий, противоборства. При этом не всякая конкуренция перерастает в конфликт и не всякий конфликт является порождением конкуренции.
Основные типы конфликтов: внутрисистемный и внесистемный.
Внутрисистемный конфликт возникает по причине несогласия участников взаимодействия с правилами игры, критериями, по которым оценивается значимость, весомость их услуги (рост цен при сохранении одного и того же размера заработной платы вызывает конфликт между работодателем и наемными рабочими).
Дезинтегративные последствия конфликтов |
Интегративные последствия конфликтов |
· усиливают ожесточение; · ведут к разрушениям и кровопролитию; · ведут к внутригрупповому напряжению; · разрушают нормальные каналы кооперации; · отвлекают внимание членов группы от насущных проблем. |
· определяют выход из сложных ситуаций; · приводят к разрешению проблем; · усиливают групповую сплоченность; · ведут к заключению союзов с другими группами; · приводят группу к пониманию интересов ее членов |
Внесистемный (межсистемный) конфликт возникает между системами взаимодействий по поводу несовпадения ценностей (оценок чего-либо) или за что-то, находящееся внутри или вне этих систем (территориальные претензии, борьба за влияние на третьи страны вызывают войну между государствами).
Конфликт – явление историческое и социокультурное: одни и те же правила игры, критерии в одну историческую эпоху (в одной социокультурной системе) могут породить непримиримый конфликт, в другой – конфликт может и не возникнуть (то, что в XIX в. привело бы к дуэли и кровопролитию, в ХХI в. вызывает лишь раздражение или усмешку).
Виды конфликтов:
§ конфликт ценностей (внутрисистемный, когда стороны пересматривают нормы, ценности, правила игры; межсистемный, когда субъекты, имеющие разные системы ценностей, по-разному оценивают те или иные события);
§ конфликт притязаний (притязания равнозначных субъектов на обладание теми или иными ресурсами, средствами обмена);
§ "экспансионистский" конфликт (связан с захватом чужой территории, чужих зон влияния, чужой собственности).
Важнейшая социальная функция конфликта (по Р.Дарендорфу): он "является отцом всех вещей, движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной" .
Задача состоит в том, чтобы предотвратить катастрофическое развитие конфликта. Он должен протекать в рамках определенных правил и законов, т.е. быть институционализированным.
Функции конфликтов можно разделить на конструктивные, которые смягчают противоречия, снижают напряжения, и деструктивные − способствующие развитию и течению конфликта.
Например, конструктивными функциями конфликта являются:
· коммуникативная функция;
· консолидирующая функция;
· функция разрядки напряженности.
Конфликтологи выделяют стадии социального конфликта:
· предконфликтная,
· непосредственно конфликтная,
· стадия разрешения конфликта.
· послеконфликтная, каждая из которых имеют свои особенности.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
· Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
· Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.