Основные методы сбора социологической информации

Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.

Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из других наук: философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются: 1) исторический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учетом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений); 2) сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер деятельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свидетельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики; 3) институциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества); 4) бихевиористский (от англ. behaviour – поведение) (учет особенностей социального поведения общностей и индивидов); 5) психологический (учет индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов); 6) системный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта исследования в рамках определенной социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).

Конкретносоциологические методы:

1.

Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования); 2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).

Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).

При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения; 3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных – к более сложным – и вновь менее сложным; 4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать; 5) вначале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?"). Типы вопросов анкеты: 1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотрению); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю"); 3) полузакрытые (варианты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа); 4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России существует наркомания?"); 5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?"); 6) личные ("Вы употребляете наркотики?"); 7) безличные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").

Перейти на страницу: 1 2 3 4