Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.
По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения, и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).
По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социологические показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме – письма, книги, пресса).
Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.
Существуют два основных метода анализа документов:
· традиционный
· формализованный или контент-анализ.
Традиционный анализ − самостоятельный творческий процесс, который зависит от:
1) содержания и направленности самого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.
Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.
В психологической литературе условно документы разделяют на следующие типы:
· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);
· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);
· по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опрашивания); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);
· по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы). Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки: важно владеть знаниями по определению достоверности информации, представленной в документах (установить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, пересказал ли ее со слов других, составил ли документ на основании данных, полученных от других и т.п.).
В зависимости от источника информации документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы основаны на данных непосредственной фиксации событий. Вторичные − являются результатом определенной, иногда вносящей искажения, обработки первичных документов. При использовании анализа документов как метода социологического исследования особое значение придается проблеме смешения надежности и подлинности самого документа с достоверностью содержащихся в нем сведений. Чтобы избежать ошибок, связанных с подобным смешением, выработан ряд правил. Первое и главное правило: необходимо четко различать описание событий и их оценку. Второе − попытаться путем анализа выяснить намерения, которыми руководствовался составитель документа. Третье −знание метода получения первичных данных. Например, если документ содержит группировку данных, следует выявить ее основания. Четвертое − знание и учет обстановки, в которой составлялся документ. Следующие правила полезны при оценке достоверности личных документов. Сведения, содержащиеся в личном документе, заслуживают доверия, если: а) никак не затрагивают интересы автора документа; б) наносят определенный ущерб автору; в) в момент «регистрации» были общеизвестны; г) недоброжелательно оцениваются автором.