Заключение
В заключение курсовой работы следует сделать некоторые выводы и разработать некоторые рекомендации.
В процессе курсового исследования выявилось, что многие дети почти до последних выпускных классов испытывают трудности с профориентацией. Многие из них, чтобы избежать проблемы выбора, выбирают профессии своих родителей, многие старшеклассники выбирают место учебы по признаку «там меньше конкурс», «там не нужно сдавать математику которую я не знаю». Некоторые ребята, примерно знающие кем они хотят стать в будущем, только поверхностно знакомы со структурой будущей профессии, ее обязанностями и правилами.
Автор курсовой работы предлагает решение этой проблемы. Скорректировать эмоциональные установки вступающим в жизнь помогут профориентаторы. Каждая школа должна разработать буклеты с описанием многих профессий, приглашать на классные часы представителей разных профессий, преподавателей вузов и сузов и т.п.
Автор курсовой работы считает, что снять же подростковую слепоту на мир востребованных профессий информацией о потребностях рынка труда - задача общества.
Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Огромное значение в становлении личности ребенка играет семья и родители. Но никак не обойтись и без влияния общества и государства.
Для того чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Семье необходимо:
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Как показало курсовое исследование – у детей в целом радужные представления о собственном будущем, и задача государства – оправдать все надежды детей и сделать все возможное, чтобы каждый ребенка получил хотя бы минимум – отличное образование.
Немалую роль в становлении ребенка, как личности, играет школа, которая является настоящей путевкой в будущую жизнь учащегося. От того, как школа научит ребенка общаться, чувствовать себя в обществе, проинформирует о нравственности и добре, расскажет и познакомит с миром профессий зависит то, каким будет будущий гражданин нашей Республики.
[1] Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
[3] Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
[4] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника. — Вопр. психологии, 1971,№ 4.