Подходы в прикладной социологии.
В зарубежной, прежде всего американской, социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный и клинический. Инженерный, точнее – социоинженерный, подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всего исследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы; изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводит маркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роли консультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всего использует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения, контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ; завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практические рекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями, улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. В сущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологического исследования.
Результатами деятельности социального инженера становятся:
1) управленческие решения, проекты, определенные алгоритмы решения организационно-управленческих проблем;
2) усиление сплоченности и сработанности исследуемых групп, улучшение стиля управленческой деятельности (алгоритмы решения структурно-организационных проблем);
3) изменение мотивации деятельности изучаемых социальных общностей: появление у людей стремления работать более активно и эффективно (за счет лучшего прояснения перспектив, оптимального сочетания групповых и личных интересов с целями и задачами организации).
Таким образом, социальная инженерия - это специфическая отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления.
Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить диагноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.
Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуется глубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, суждений "на скорую руку"».
Например, социоинженер предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а клинический социолог консультирует администрацию компании "Панасоник" по совершенствованию организации труда на ее предприятиях. Клинический социолог чаще всего использует в своей работе глубинное интервью и нестандартные методы анализа, что дает ему возможность улавливать не только особенности и характерные черты изучаемых социальных объектов, но и тенденции их возможных изменений, учитывать их в рекомендациях по совершенствованию деятельности изучаемых организаций.