Особенности прикладного социологического исследования.
Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпирическое исследование, но исследование, выполняемое по заказу (хотя может быть заказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенные организационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).
В чем специфика прикладного исследования?
Прежде всего, в том, что оно обращено к совершенно конкретной ситуации, имеющей место "здесь и сейчас", на данном предприятии в данной общности.
Планируя и проводя исследование, социолог во многом опирается на собственные опыт, интуицию, общую эрудицию. В прикладном исследовании понятия науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов. Если академическое эмпирическое исследование может быть самоцелью, то в прикладном сбор эмпирической информации, в конечном счете, подчинен оценке возможности реализовать избранную меру на практике.
Академические исследования, особенно в их позитивистских вариациях, сплошь и рядом оказываются описаниями некоторой интересной ситуации. Теоретическая, академическая наука по мере роста специализации и усиливающейся изощренности инструментария, усложнения языка исследования в своих конечных выводах как бы все больше удаляется от злобы дня, строя модели и конструкции, отнюдь не "готовые к применению". Но описания, сколь бы строго научно они ни были сделаны, заказчика (клиента) не удовлетворяют. Поэтому социолог, проводящий прикладное исследование, как правило, не просто описывает проблему, но выявляет ее причины, вырабатывает рекомендации по их изменению, а также, возможно, участвует в воплощении собственных рекомендаций в жизнь.
Среди особенностей прикладного исследования, существенных в организационном плане, назовем следующие:
1. Ориентация на кого-то, находящегося вне профессиональной социологической среды: клиента или заказчика.
2. Изучение явлений, поддающихся некоторому воздействию со стороны лиц, принимающих решения.
3. Изучение процессов, происходящих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях.
4. Концентрация внимания на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность.
5. Использование гибких и комплексных методов исследования: методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемых промежуточных результатов.
6. Факультативность учета мнения коллег.
Вследствие этих различий, с одной стороны, в последние годы во всем мире идет активное размежевание фундаментальных ("академических", "чистых") и прикладных направлений в социологии, размежевание между социологами, ориентированными на исследования первого или второго типа (что, впрочем, не мешает академическим ученым проводить прикладные исследования, а "прикладникам" — разрабатывать какие-либо общие теории).