Заключение.

Проделав данную работу, я разобралась, что такое прикладная социология и какую роль она играет в структуре социологического знания. Прикладную социологию следовало бы назвать «младшей сестрой» эмпирической социологии. Таковой она является по нескольким причинам. Во-первых, в историческом плане прикладная со­циология возникла и сформировалась на определенном этапе развития эмпирических социологических исследований. Во-вторых, она составляет часть эмпирической социологии. В-третьих, она использует всю методику, процедуру и технику эмпирических социологических исследований, весь арсенал методических средств, накопленных эмпирической социологией. В-четвертых, прикладная социология возникает на основе методик и процедур, ставших прочным достоянием эмпирических исследований. Здесь, правда, следует отметить, что в отношении используемых методов прикладная социология переходит границы социологических традиций, часто обращаясь к междисциплинарным методам.

Как и в жизни, в прикладной социологии приходится выбирать между качеством и количеством. Отсюда, она подразделяется на два подхода соответственно: клинический и инженерный. Клинический подход заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех доступных фактов о данном объекте Инженерный подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ.

Таким образом, прикладная социология составляет относительно самостоятельную и очень важную часть социологического знания, тесно связанную с общей социологической теорией.

Немалую роль прикладная социология играет и в менеджменте. В кризисные периоды развития общества государственные структуры и предпринимательские организации обычно сокращают финансирование фундаментальных исследований, в том числе и расходы на развитие общей социологической теории. Социологи в таких условиях вынуждены обращаться к рыночным источникам финансирования - работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, зарубежных спонсоров и организаций. На этой волне коммерциализации, в России возникает множество коммерческих социологических фирм, занимающихся прикладными социологическими исследованиями по заказам общественных и зарубежных организаций, банков, корпораций и т.п., обладающих необходимыми средствами. В русло этой коммерческой дея­тельности все больше включаются университетские и академические социологи, подавляющая часть которых ранее занималась фундаментальными социологическими исследованиями, что неизбежно приводит к снижению темпов развития общесоциологической теории.

В таких условиях у фундаментальной социологической науки остается фактически единственная возможность выжить и сохранить свои позиции, свой кадровый потенциал – теснее соединиться с прикладной социологией, в известной степени превратиться в нее, добывать средства к существованию (в том числе и на развитие общей социологической теории) за счет финансирования, выделяемого заказчиками на организацию прикладных социологических исследований.