Организация работы медико-социальной экспертизы
Функциональные обязанности учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня вытекают из новых принципов установления инвалидности и функций учреждения МСЭ, определенных в законе. К новым функциям МСЭ, в отличие от ранних, межрайонных, городских ВТЭК, следует отнести:
-определение структуры и степени ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц;
-формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида (виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации);
-коррекция индивидуальной программы реабилитации;
-контроль реализации индивидуальной программы реабилитации;
-оказание разносторонней помощи лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультации по юридическим вопросам;
-содействие в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.
Новые функциональные обязанности связанны как с новыми методическими подходами к установлению инвалидности и определению мер социальной защиты, включая реабилитацию, так и с повышением бюро МСЭ в реализации прав инвалидов на социальную защиту и реабилитацию.
Показанием для направления граждан на медико-социальную экспертизу является наличие нарушений здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится по его письменному заявлению или заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения МСЭ. К заявлению прилагаются направления учреждения здравоохранения (форма № 088/у-97) или органа социальной защиты («Направления в учреждение государственной службы МСЭ»), медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья.
Медико-социальная экспертиза граждан проводится составом специалистов бюро МСЭ, назначенных руководителем учреждения МСЭ, которые имеют право проводить медико-социальную экспертизу и принимать экспертное решение о признании лица инвалидом. В состав специалистов бюро МСЭ, принимающих экспертное решение, входят не менее 6 специалистов: три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог. При необходимости в состав специалистов, принимающих экспертное решение, могут быть включены другие специалисты в рамках перечисленных специальностей.
Процедура освидетельствования начинается с ознакомления каждого специалиста, принимающего экспертное решение, с заявлением, направлением на МСЭ и другими представленными документами. Проводится изучение и оценка общих сведений о больном, сведения о длительности и течении заболевания, данных врачей- специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, проведенных лечебных реабилитационных мероприятиях, клинико-функционального диагноза, цели направления на МСЭ.
Одним из важнейших функций специалистов бюро МСЭ является разъяснение инвалиду необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мер, согласование места проведения, форм и сроков проведения, а при возможности – подбор отдельных средств бюро МСЭ или Главном бюро (при наличие в штате соответствующих специалистов и оснащения).
Экспертное решение объявляется освидетельствованному (или его законному представителю) руководителем учреждения МСЭ в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу и принимавших экспертное решение, которые при необходимости дают разъяснения, относящиеся к их компетенции.
Специалист по социальной работе определяет:
- категорию и степень выраженности ограничения жизнедеятельности,
-социально-бытовой и социально-средовой статус и прогноз,
-реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз,
-меры социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости коррекция мер.
В этом разделе говорилось о функциональных обязанностях, структуре и деятельности учреждения медико-социальной экспертизы.
В следующем разделе перечисляются нормативно правовые акты деятельности работы медико-социальной экспертизы.