Основные направления социальной работы с участием женщин
В 80‑х годах XIX века в США возникли две профессиональные организации, положившие начало двум направлениям в социальной работе. Одна из них благотворительная, созданная по типу Лондонского общества организованной благотворительности, появилась в Баффало в 1887 году. Другая - Гильдия соседей (поселенцев) была организована в 1886 году в Нью-Йорке. Обе организации черпали свои взгляды в традициях викторианской Англии и быстро развивались. К 1892 году в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации. Что касается поселений эмигрантов, переселенцев, так называемых сеттльментов, то к 1986 году их было уже 44 и это число постоянно росло. Необходимо заметить, что такие поселения возникли не только в США, но и в Англии, Германии, Финляндии и ряде других стран.
Обе организации или движения возникли для практических действий в интересах бедных и несчастных людей. Они привлекали к себе образованных людей из высших и средних слоев населения. Их деятельность была особенно привлекательна для молодых женщин, которые увидели в социальной работе возможность повысить свой социальный статус и получить экономическую независимость. Оба движения были близки к церкви.
Движение благотворительности возглавляла Мэри Ричмонд, и оно непосредственно не выступало за социальные реформы. Идейной основой этого движения было признание того, что причина бедности и социальных проблем человека заключена в нем самом. Визиты добровольцев с целью установления контакта были наиболее предпочтительной формой общения с бедняками.
Члены благотворительного общества считали, что посещения должны заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи. Во время посещений дружеские визитеры, как тогда называли добровольцев в США, вели изучение, регистрацию, осуществляли сотрудничество и координационную работу с целью определения того, что должна включать в себя необходимая поддержка. Для членов обществ, наносящих визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками, обменивались опытом и идеями. Для них уже тогда существовали, правда, немногочисленные пособия с изложением основных правил поведения. Эти организации, по мнению американских ученых, явились предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась только в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть, денег же бедным не давали. Обычно выдавались предметы первой необходимости и в небольших количествах, лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим людям, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Добровольцы, наносившие визиты, обычно молодые и состоятельные женщины, как было отмечено выше, видели в своих клиентах объект воспитательной работы, чье несчастное и скромное положение является результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего умеренности, трудолюбия, бережливости, сдерживающих моральных начал.