Современное состояние образования
К началу XX века образование приобрело качественно новые черты с точки зрения его роли и места в жизни общества, прежде всего капиталистического. Став реально массовым, образование превратилось в особую отрасль духовного производства, вместе с тем необходимость и возрастающее значение его было очевидно. Многообразные потребности материального производства в образованных работниках различного уровня обученности, подготовки и квалификации привели к формированию системы до профессионального и профессионального образования.
Государство увеличивает расходы на содержание и развитие института образования. На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках философской, социологической, экономической и других наук разрабатывались и детализировались.
Одной из проблем в области образования стала проблема изучения качества подготовки специалистов для учебных заведений. Народное хозяйство переживало серьезный кризис и спад, одной из причин которого считался невысокий профессионализм значительной части работников, рассматривавшийся в свою очередь, как следствие недостаточного качества подготовки специалистов.
Сегодня образование из локального вида деятельности (когда люди учились лишь в школе и профессиональном учебном заведении, после чего к учебе уже не обращались) стало превращаться в универсальное на протяжении всей активной жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели, помощи человеку в реализации его образовательных потребностей понадобилось создание институциализированного непрерывного образования с соответствующими центрами, учреждениями, организациями, персоналом, оборудованием, техническим оснащением и т.д.
Возникла целая «индустрия» непрерывного образования. Всё более видное место в структуре образовательной деятельности занимают вопросы развития личности, вопросы самообразования.
Система образования в России начала XXI века стоит на пороге больших перемен, от разумного решения которых государством при участии бизнеса нельзя продвинуться дальше в подъеме культурного уровня и образованности населения страны. И эта задача неразрешима в условиях существующей социальной дифференциации, как в экономике, так и в доступе к образованию. Перспективы развития образования во многом зависят от коренного изменения курса социально-экономической политики.
Российской общество всё в большей степени фокусируется на бизнес – ценностях, коммерции, «полезном знании». Наши студенты приходят в университеты для получения полезных знаний, обеспечивающих наиболее эффективный и скорейший доступ к источникам капитала.
В советской системе образования высшая школа формировала у специалистов определенные представления о социальной реальности, основанные на идеологии марксизма – ленинизма. Нельзя отрицать эффективность её внедрения в мировоззрение целых поколений. Три «кита» советского образования – фундаментальность, систематичность и последовательность позволяли сохранить высокий образовательный уровень. В новой России утрата системных социальных знаний, ведущая к росту функциональной неграмотности, влияет не только на молодое поколение, но и на «взрослую» часть населения страны, вынужденную самостоятельно определяться в новой социальной реальности, изменять своё мировоззрение в условиях противоречивого развития социальных процессов.
Ориентации молодых рабочих на карьерный рост, чаще всего связаны с уходом из рабочих профессий, как не обеспечивающих в настоящее время реализацию их жизненных и творческих потребностей. Поэтому представление о новом мобильном интеллектуальном рабочем является пока лишь абстракцией. Обнажаются общероссийские проблемы, вызванные отсутствием эффективных механизмов регулирования воспроизводства образовательного потенциала этой категории работников.
Низкий социальный статус начального профессионального образования как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально – экономической ситуации в стране, не способствующей развитию инвестиций предприятий в подготовку кадров. Потребности предприятий в подготовке квалифицированных кадров образовательными учреждениями требуют установления прочных и регулируемых взаимосвязей системы образования и экономики, особенно в региональном аспекте.