Качество жизни населения Украины
Журнал "International Living" опубликовал свой индекс качества жизни в разных странах. По версии издания, страной с самым высоким качеством жизни может считаться Франция.
Индекс "International Living" учитывает стоимость проживания, инфраструктуру, состояние окружающей среды, здравоохранение, уровень культуры, экономические показатели, свободу слова, риск и безопасность, а также климатические условия. Максимальный балл по каждому критерию – 100.
Франция набрала средний балл 82.
Первый Топ-10 выглядит так: Франция, Австралия, Швейцария, Германия, Новая Зеландия, Люксембург, США, Бельгия, Канада и Италия.
Украина с 62 баллами делит 68-69 место с Гренадой. Это является лучшим результатом среди всех постсоветских республик за вычетом Прибалтийских.
За Украиной следуют Грузия и Армения (56 баллов), потом идут Беларусь и Россия – каждая набрала по 54 балла.
Внизу списка расположились Афганистан, Йемен и африканские государства. Хуже всего дела обстоят в Сомали (30 баллов).
Проведя анализ регионов Украины, НИСИ подтвердил, что в стране неулонно углубляется процесс дифференциация развития регионов, охватывающая практически все сферы общественной деятельности: экономику, политику, идеологию, культуру, науку, информационное пространство, образ жизни, среду жизнедеятельности и др. Другими словами, в стране не существует механизмов поддержки социальных стандартов жизни для каждого гражданина независимо от его местожительства.
Согласно общей интегральной оценке, которая учитывает показатели демографического развития, уровня доходов и состояния рынка труда, регионы Украины можно разделить на три группы. В первую группу с самым высоким рейтингом вошли Киевская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Одесская области. В самом плохом положении находятся Тернопольская, Черкасская, Херсонская и Житомирская области.
Центральные органы власти часто переоценивают собственную роль в возрождении регионов, стараясь влиять на процессы во всех без исключения социально-экономических сферах. При этом игнорируется мировой опыт, который показывает, что государственная (как правило, льготно-дотационная) поддержка не является достаточным условием для реализации потенциала территории.
Возможно, полезным было бы использование опыта регионального развития Европейского Союза, в частности принципа целевого программирования, когда центр не просто финансирует регион, а выделяет средства на специально подготовленные программы (целевые точки), которые влияют на развитие всего региона. Ведь выделение средств под общую формулировку "улучшение - усовершенствование - повышение" не дает конкретных результатов. Модель регионального развития Европейского Союза базируется на стратегическом партнерстве между центральным правительством и местными органами властей, сектором бизнеса и общественными организациями.