Информационный потенциал в сфере социального управления
В системе управления организацией информационная система представляют собой не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри организации. В настоящее время наблюдается все большее влияние информационной системы на организацию (изменение структуры организации под воздействием информационной системы, другое распределение власти в организации, формирование иной политики и культуры, изменения в формализации, занятости, характере труда, возникновении потребности в обучении, и т.п.). При этом следует отметить, что имеет место и обратное воздействие организации на информационную систему. Информационные системы становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия к правилам деятельности, что приводит к новым проблемам, решить которые невозможно без применения аналитических методов.
Использование информационных систем организациями определяет степень современности подготовки их администрации к управлению организацией. Информационная система управления включает совокупность разнообразных информационных систем, обеспечивающих управленческому персоналу эффективное принятие решений по управляемому объекту.
Информационные системы управления позволяют:
- повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
- добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
- согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д.
Следует отметить, что информационные системы оказали большое влияние на управление человеческими ресурсами. Они содействуют созданию баз данных человеческих ресурсов, содержащих истории рабочих мест, обзоры выполненных работ и т. д., вместе с внешней информацией, такой как изменения правовой базы, тенденции рынка труда, управление персоналом в конкурирующих фирмах, а также имеющиеся на рынке услуги, например образовательные программы и программы в области здравоохранения. Системы поддержки принятия решений, соединенные с этими базами данных, могут прогнозировать потребности в персонале, проводить исследования «что если» для оценки влияния предполагаемой шкалы окладов или реорганизации или для согласования рабочих требований и профиля кандидата.