Факторы, обуславливающие процесс социализации человека.

1.

Семья.

В любой цивилизации, в любом типе культуры семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Для современного европейского общества процесс социализации протекает, в основном, в небольших по составу семьях. Как правило, ребёнок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей.

2.

«Отношения» равенства.Под ним понимается включение в «группу равных» (приятелей, друзей). Каждое новое поколение имеет несколько (или существенно) отличающиеся от предшествующих представления о своих правах и обязанностях. Взаимоотношения между сверстниками более демократичные, нежели между родителями и детьми.

3.

Обучение в школе.

С одной стороны этот процесс носит формальный характер и включает в себя определённый набор дисциплин. Наряду с этим в школе существуют и неформальные правила школьной жизни (авторитет педагога и его реакции на поведение учащихся).

4.

СМИ.

Сильнейший фактор воздействия на индивида.

5.

Труд (общественно-полезная деятельность).

Необходимые виды общественно-полезной деятельности являются важнейшим фактором социализации.

6.

Организация.

Различные объединения: молодёжные, спорт. клубы, религиозные.

В социологии принято различать понятия «агенты» и «институты социализации».

Агенты социализации –

конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, т.е. совокупности требований, предъявляемых в обществе к лицам, занимающим роли (инженер, офицер, мастер и т.п.).

Институты социализации– это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие её.

Т.к. социализация может быть первичной и вторичной

, то соответственно могут быть агенты первичной и вторичной социализации

. Понятие «первичная»

относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека

, стоит на первом месте по степени значимости его социализации. К агентам первичной социализации

относятся родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки, родственники, друзья семьи, приходящие няни, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.п. Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя по затухающей, она сохраняется и во второй.

Понятие «вторичная»

относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильное, чем у первичных агентов. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, в неё он сталкивается с институтами вторичной социализации:

государством, производством, СМИ, армией, судом, церковью и др.

Следует отметить, что первичная социализация

является сферой межличностных отношений. Вторичная социализация –

сферой социальных отношений. Причём одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации. Однако между агентами первичной и вторичной социализации есть ряд различий:

· Агенты первичной социализации многофункциональны (отец-опекун, воспитатель, администратор, друг); а во вторичной одна-две функции.

· Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, в вторичной – нет. Обусловлено это тем, что первые универсальны. К примеру, родители и ровесники, вторые достаточно часто заменяют первых, беря на себя их функции социализации. Бывают и обратные ситуации. Родители и родственники.

· Агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли, а агенты первичной – нет.