Социальные институты: структура и основные функции
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения:
· узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);
· широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, -
остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.
Анализ.
Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.
Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Их всего пять:
· потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака
);
· потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты
и государство);
· потребность в добывании средств существования (экономические институты,
производство);
· потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования
в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
· потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии
).
Социальные институты классики социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. Пример:
в примитивных обществах господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения; они грозили человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения.
Ещё один пример – институт дуэли.
Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.