Образ и стиль потребления людей
Стиль – это типичный выбор в пределах возможного. Если образ жизни отражает структурные ограничения, накладываемые на индивида, и характеризует сферу несвободы, то стиль жизни, наоборот, отражает свободу выбора.
Таблица 1. Сравнительная характеристика образа и стиля потребления.[5]
Критерий сравнения |
Образ потребления |
Стиль потребления |
Степень свободы выбора образца поведения |
Ограничение выбора, принуждение к выбору. |
Свободный выбор. |
Обусловленность выбора образца поведения |
Детерминированость характеристиками поля |
Выбор среди доступных стилей, исходя из индивидуальных склонностей |
Степень привязанности к месту в системе общественного производства |
Жесткая привязка к месту в системе общественного производства (классовая, профессиональная принадлежность) |
Относительная автономия по отношению к месту в системе общественного производства |
Подверженность изменениям |
Стабильность, традиционность |
Изменчивость, подвижность |
Характер |
Знаковый характер |
Символический характер. |
Доминирование |
Доминирующая форма дифференциации в индустриальном |
Одна из ключевых форм дифференциации в постиндустриальном |
Подверженность экспериментам |
Закрыт для экспериментов |
Открыт для экспериментов |
Стиль жизни чаще всего формируется в пределах одного образа жизни. Это особенно характерно для обществ с ограниченными ресурсами и жесткими культурными программами. Но в современных богатых обществах все чаще встречаются стили жизни, которые имеют межклассовый, межнациональный характер, то есть развиваются в пределах разных образов жизни. Например, спортивный образ жизни могут вести люди разной классовой принадлежности, хотя в рамках стиля развиваются подстили, привязанные к конкретному виду спорта, которые явно тяготеют к определенным классам. Горными лыжами можно заниматься, покупая дорогое оснащение и выезжая только на дорогие горные курорты Швейцарии и Австрии, но то же можно делать в простом спортивном костюме, купленном на местном рынке, катаясь с соседних горок.