Формирование политического сознания
Однако такая модель социализации может функционировать лишь в стабильной и однородной социокультурной среде. В действительности же политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и путем его критики. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.
В целом особенность первичного этапа политической социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе всякая политическая информация была неразрывно связана с авторитетом старших, родителей и/или учителей, и ни в коем случае не содержала жестко идеологизированных образов и понятий.
Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, может независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией. Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни. [31]
Политическая социализация индивида испытывает на себе влияние целого ряда факторов: а) нравственного и идейно-политического воздействия общества в целом (политической системы, социально-классовой структуры, политической культуры, средств массовой информации, культуры и искусства); б) биопсихологических особенностей индивида (темперамента, интеллекта, воли т.д.); в) социального опыта индивида, так как чем богаче социальный опыт, тем сложнее и противоречивее происходит его политическая переориентация в изменившейся социально-политической обстановке; г) социального статуса личности, ибо если ее статус не подвергается длительное время изменениям, то укрепляется уверенность в правильно выбранной линии политического поведения.[32]
Политическая социализация выполняет следующие функции:
- определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
- формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
- определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе;
- вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике;
- формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического;
- создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни.
Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов, которыми выступают политические институты и организации (государство, политические партии, общественно-политические движения), политические элиты и лидеры, группы интересов, а также неполитические факторы - семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные, молодежные и женские организации, культурные, спортивные объединения и т.п. Семья является первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности. Помимо семьи, в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы: сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример.
Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др. К агентам политической социализации принадлежат и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их нередко называют четвертой властью.
Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и т. п. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимозависимого общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. [33]