Методика «Определение структуры мотивации трудовой деятельности»
Один из основополагающих моментов – определение структуры мотивации трудовой деятельности – позволяет выявить одноименная методика К. Замфира в модификации А. Реана.
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Данная методика позволяет выявить нежелательное соотношение между внутренней мотивацией, внешней отрицательной и внешней положительной мотивацией. Наихудшим вариантом, который должен насторожить психологов и педагогов является тот, где наименьшее значение принадлежит внутренней мотивации, а наибольшее значение принадлежит внешней отрицательной мотивации (разница между степенями выраженности равна 4–3 баллам).