Методика «Диагностика удовлетворенности работой»[48]
Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие. Она в определенной степени согласуется с рассмотренной нами ранее теорией мотивации Л. Портера – Э. Лоулера. С помощью этой методики можно определить, какая составляющая деятельности (учебы, работы) молодого человека является наименее благополучной, где у него назрела внутренняя неудовлетворенность.
Выделяют следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:
– содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
– условия работы;
– оплата труда, материальное вознаграждение;
– степень престижности работы;
– руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
– карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т.п.;
– окружение, психологический климат в коллективе.
В первую очередь, важно обратить внимание на удовлетворенность содержанием и характером работы. Интерес к процессу деятельности, ее значимости может быть важным мотивирующим фактором для молодого человека. И в случае получения низких баллов по данной шкале следует обратить на это внимание педагогов или руководителей.