Рынок труда России на конец 1996 года
Общее предложение рабочей силы на российском рынке труда к концу 1996 г. составило 8,41 млн. чел., в том числе через службу занятости — около 3,0 млн. чел.
Как видим, предложение рабочей силы в основном исходит от незанятого населения. Фактическое положение вещей на рынке труда данными расчетов по методике МОТ характеризуется более реалистично. Именно эти расчеты позволяют точнее выявить контингента занятых поиском другой или дополнительной работы. А таких, как следует из таблицы, на рынке труда около 20%. Причем, в основном, это люди, неудовлетворенные имеющимся у них рабочим местом (8,7%). Меньшее число занятых (6,3%) озабочено поиском дополнительного рабочего места и толь ко 4,1% занятых озабочены поиском новой работы, находясь под риском увольнения и иным причинам.
Спрос на рабочую силу значительно, уступает предложению и составляет по расчетам, основанным на данных госстатистики, — 0,48 млн. чел. и по расчетам, основанным на данных ФСЗ РФ, — 0,42 млн. чел.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы на конец 1996 г.
8,41: (0,475) = 17,7 ~ 18 чел. на вакансию, в том числе через ФСЗ
3,0 : 0,413=7.3 ~ 7 чел. на 1 вакансию.
Не исключено, что показатель численности граждан, активно ищущих работу, на одну вакансию подлежит уточнению. Дело в том, что подбор работников на замену тем, кто не удовлетворяет работодателя, обычно сопровождается увольнением неудачников, и число претендентов на рабочие места не уменьшается. Поэтому предложение рабочей силы 8,41 млн. чел. (методика МОТ) или 3,0 млн. чел. (методика ФСЗ) следует соотносить только с заявленным числом вакансий (0,255 млн.), без числа рабочих мест, которые заняты работниками, не устраивающими работодателя. В этом случае напряжение на рынке труда будет выражаться величиной — 8,41 млн. : 0,255 = 32 человека на 1 рабочее место по данным ФСЗ.
Приведенные доводы, а также расчет реального рынка труда России на конец 1996 г., должны показать ошибочность расширительной трактовки рынка труда, тем более что ее сторонники в своем подавляющем большинстве и не пытаются доказательно аргументировать свою позицию, ограничиваясь одним ее декларированием.
Характерно, что видение проблемы специалистами-практиками с расширительной трактовкой рынка труда ничего общего не имеет.
При анализе и прогнозировании рынка труда, как в целом по России, так и по регионам, работники службы занятости Минтруда РФ рассматривают, во-первых, спрос на рабочую силу, определяемый числом вакансий (раздельно по новым рабочим местам и на замену выбывшим по причинам текучести кадров, а также по причинам, предусмотренным законом).
Во-вторых, предложение рабочей силы — различные категории граждан, ищущих работу.
В-третьих, распределение рабочей силы на рынке труда, характеризующее способ поиска рабочего места (самостоятельно или через службу занятости), а также прогноз: будут искать работу; найдут работу (с разбивкой по годам).
В-четвертых, численность незанятых граждан и занятых в домашнем хозяйстве; из них число зарегистрированных в качестве безработных.
Как видим, практические работники рассматривают рынок труда, прежде всего, функционально, т.е. как механизм купли-продажи рабочей силы, учитывающий соотношение спроса и предложения. Этим механизмом опосредуется деление экономически активного населения на занятых (покинувших рынок труда) и продолжающих искать рабочее место (остающиеся на этом рынке), а также распределение занятых по рабочим местам (профессионально-квалификационный, отраслевой, территориальный и демографический аспекты). Это еще раз дает основание упрекнуть сторонников расширительной трактовки рынка труда в пренебрежении не только к теории, но и к практике.