Технология организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Если речь идёт о социальном процессе, то становится ясно, что в основе его реализации используются социальные технологии. Чтобы глубже познать сущность этого явления, обратимся к источникам. Словарь русского языка С.И. Ожегова говорит об этом так: «Процесс- ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь (процесс педагогической работы, производственный процесс, воспитательный процесс)».

Примерно такое же объяснение данному явлению даёт Советский энциклопедический словарь «Процесс (от латинского «Процессус» - продвижение):1) Последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-нибудь результата.

Говоря об основе любого процесса, мы имеем в виду ту или иную технологию, используемую при этом. А что есть сама технология? Этот термин также имеет несколько значений. «Технология (в переводе с греческого - искусство, мастерство, умение)- совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии, как науки, выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Современные подходы в организации процессов, как подчеркивает М.В. Фирсов, Т.П. Студенова [36.С.95],связанных с воспитанием и образованием ориентируют его организаторов и исполнителей на поиск и использование оптимальных технологий. В этой главе мы ставим задачу проанализировать понятие социальной технологий.

Технология- это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Любая технология по мнению И.А. Маслова [25.С.109], исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека.

Принимая во внимание, что предметом исследования нашей дипломной работы является социальный процесс в исправительном учреждении, то вполне уместным будет говорить о наличии социальных технологий.

Как подчеркивает А.Н. Сухов [31.С.68], социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего, с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приёмов методов воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий.

Представляется плодотворной позиция тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы:

1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

При поступления в исправительное учреждение, на осужденного составляется специальная карта социально-психологической работы с осужденным.( Приложение 1).

Рассматривая, социальные технологии, Н. С. Данакин [19.С.73] конкретизирует их понимание как способы осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение, его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей и, прежде всего, социально уязвимых групп населения.

Перейти на страницу: 1 2 3