Семья осужденного как путь реабилитации осужденного
Одной из важнейших сфер социальной адаптации человека является семья. По поводу роли семьи в становлении нормальной или аномальной личности, формирования различных отклонений написано достаточно много литературы. Для нас семью необходимо рассмотреть по отношению к задачам социальной реабилитации, то есть раскрыть реабилитационный потенциал семьи, в том числе и рассмотреть вариант использования семейного потенциала в процессе исполнения наказания без лишения свободы в случае условно-досрочного освобождения осужденного. Решить эту задачу можно раскрыв соотношение семьи как социального института и криминального (точнее, воровского) сообщества.
По мнению Ю.А. Гаспаряна, в художественной, публицистической, научной литературе, посвященной описанию феноменологии воровского мира тезис об антагонизме классических воровских законов и семейных отношений, стал одним из основных. Недаром сам по себе факт женитьбы одного из членов преступного (воровского) сообщества, в недавнем прошлом нашей страны, прямо говорил о выходе этого человека из воровской иерархии (о стремлении «завязать»). И только с распространением рыночных отношений, с появлением возможности обогащаться при этом, не вступая автоматически в конфликт с законом, а, следовательно, с изменением характера преступного мира (с появлением теневой экономики и связанной с ней организованной преступности) появилась возможность успешно сочетать семейную жизнь и незаконный характер предпринимательской деятельности. Занимая одновременно, достаточно значимое положение в иерархии преступного мира.
Очевидно, что упоминаемый выше антагонизм прямо связан с разными «социальными векторами, « на которые ориентирует человека нормативная семья (сформировавшаяся в культурной христианской среде) и воровской мир. В свою очередь, эти социальные направления зависят от ключевых функций, выполняемых семьей как институтом.
Как считает А.Н. Сухов, проблема семьи как социальной ячейки, ее функций, составляющих элементов раскрыта достаточно полно (описаны функции демографическая, социально-психологическая, и другие). Примем за аксиому, что нормальная семья (понятие само по себе достаточно условное) это такая, которая «обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости.
Стало быть, семья раскрывается для нас в нескольких плоскостях: в экономической (минимум благосостояния), социальной (защита и продвижение) и психолого-педагогической (рождение детей и эмоциональная близость). Контр культура антагонистической направленности, которой является воровской мир или асоциального толка, (общества бродяг) имеют возможность предоставить своим членам, есть людям, которые живут за пределами социума по разным причинам, как минимум благосостояния, защиты, так и удовлетворения психо эмоциональных и сексуальных потребностей. Таким образом, единственно, чего не сможет получить человек в подобных сообществах – это реализовать свои родительские потребности (быть родителем и воспитателем своего собственного ребенка). Другими словами, в них отсутствует возможность аккумулирования и передачи культурного общечеловеческого наследия в виде определенной иерархии ценностей. И это естественно, так как для лиц, которые не видят в этом наследии ценности, отсутствует и потребность в его усвоении и передаче. Недаром среди тем общения членов анти/асоциальных сообществ отсутствуют темы, связанные с семьей и детьми. Вариант же мафиозной преступности, это вариант именно семьи в собственном понимании, но ведущей незаконный образ жизни.
Как любая другая институализированная группа, семья скреплена отношениями «власти-подчинения». Однако стержневыми ценностями, определяющими престижность роли конкретного человека в семье, выступает личная привязанность окружающих и степень доверия к человеку в критической ситуации. Некоторые авторы особо останавливаются на технической стороне воспитательного процесса в семье, считая основополагающей в ней роль отца. Опыт работы с осужденными в колонии подтверждает данные статистики о том, что отсутствие в семье отца (в иудео-христианском варианте роли, как хозяина, верховного распорядителя) даже при номинальном его присутствии, влечет за собой отклонения в системе «мать-ребенок» с чрезмерной нагрузкой на личность ребенка. Результаты работы с разными возрастными группами осужденных показывают, что раннее формирование отклонений в поведении: побеги из дома в 9-11 лет, раннее оставление учебы, употребление одурманивающих веществ, как правило, сочетаются с выраженным конфликтным характером семьи осужденного.