Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Тарногском детском доме
Исследования уровня социальной адаптации проводилось в феврале 2009 года среди воспитанников Тарногского детского дома и учеников 7 класса Тарногской средней школы.
Таблица 1. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников Тарногского детского дома и учеников 7 класса Тарногской средней школы
Школьники | ||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
68 -170 |
68 – 170 |
22 – 52 |
14 – 35 |
12 – 30 |
14 – 35 |
14 – 35 |
14 – 35 |
25 – 65 |
15 – 45 |
6 – 15 |
12 – 30 |
10 – 25 |
126 |
80.3 |
42.6 |
14 |
22 |
14.5 |
25.2 |
15.2 |
49 |
18 |
8.3 |
17.3 |
15.6 |
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | ||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
107.7 |
94 |
34 |
17.5 |
20.3 |
18 |
22.5 |
19.7 |
42.7 |
25.4 |
8.2 |
17.6 |
16.2 |
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.