Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.
Сложившиеся традиции организации деятельности комиссий являются далеко несовершенными и требуют существенной перестройки, а в чем-то и возвращения к тем прежним, хорошо зарекомендовавшим себя в 20-30-х годах принципам организации профилактической работы в нашей стране. В отличие от традиций, сложившихся в те годы, из поля зрения существующих ныне комиссии по делам несовершеннолетних выпало важнейшее звено, на которое прежде всего должно быть направлено внимание: неблагоприятные условия воспитания несовершеннолетних. При подготовке и передаче дел на комиссию эти условия практически не изучаются ни членами комиссии, ни теми органами, которые выносят дело на рассмотрение. Отсутствуют даже единые требования к необходимой информации о личности несовершеннолетнего, его здоровье, семье, родителях и т. д., которые должны быть в обязательном порядке собраны, прежде чем выносить дело на рассмотрение. Изучение условий семейного воспитания осуществляется, как правило, лишь в тех крайних случаях, когда речь идет о лишении родительских нрав и направлении детей в интернаты.
Основное внимание комиссия сосредоточивает непосредственно на проступке подростка, не вникая в его причины и не принимая мер. по их устранению. Как правило, остается не освидетельствованным состояние здоровья подростка, в том числе нервно психическое состояние, в чем особенно нуждаются «трудные». На комиссии практически не рассматриваются положительные стороны личности несовершеннолетнего, его позитивно направленные интересы, склонности, благоприятные возможности его окружения, что может быть использовано при педагогической коррекции поведения. В результате слабой изученности личности несовершеннолетних привлечение на комиссию части из них оказывается неоправданным, происходящим либо из-за случайных, нехарактерных для подростка проступков, либо в результате конфликтов, возникающих со взрослыми: учителями, соседями и т. д., которые при более близком рассмотрении оказываются в значительной степени спровоцированными самими взрослыми, что также должно быть учтено и решениях комиссии. В то же время нередки случаи, когда опасные криминогенные подростковые группы -длительное время занимаются преступной деятельностью, не попадая в поле зрения органов ранней профилактики.
Таким образом, отсутствие тщательной подготовки дел, их массовый, поточный метод рассмотрения приводят к тому, что в деятельности комиссии практически не реализуется дифференцированный подход к выбору воспитательно-профилактических средств, преобладают вербальные формы воздействия, различные внушения, проводящиеся нередко в бестактной, оскорбительной для подростка и его родителей форме. Кроме того, анализ показывает, что за массовыми разбирательствами и обсуждениями в работе комиссий почти не находится места такой ее важнейшей функции, как координация и руководство всей системой органов ранней профилактики, в которые входят инспекции, школы, ПТУ, производственные коллективы, внешкольные учреждения и т. д.
Как известно, координация деятельности многочисленных органов предполагает и их дифференциацию, четкое разделение их функций, сфер воздействия. При этом основным критерием, определяющим дифференциацию общих и специальных органов профилактики, должны стать социально психологические и криминологические характеристики объектов профилактического воздействия, т.е. степень социальной запущенности, социальной дезадаптации подростков и характер неблагополучия их семей. Так, семьи хронических алкоголиков, морально деградированных людей - в первую очередь объект профилактических воздействий специальных органов профилактики. Напротив, педагогически несостоятельные семьи, ведущие в целом здоровый образ жизни, нуждаются в квалифицированной помощи педагога, психолога, здесь противопоказаны публичные обсуждения и другие административные меры.