Сущность социальной деятельности в сфере профилактики
Таким образом, все более действенной становится социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности.
Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматриваетобъединение психического и социального. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой.
Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивной социальной роли (в том числе и как субъекта правовых отношений), соответствующей его возможностям (определяемое специалистами как "социальная дизадаптация", Н.М.Иовчук), является органической частью предмета социальной педагогики как науки, и как области практической деятельности.
Напрямую взаимодействуя с личностью ребенка или опосредованно, влияя на окружающий ее социум, социальный педагог преследует в конечном итоге одну и ту же цель - помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни, побудить к социальной активности.
Право является при этом не только одной из высших социальных ценностей, но и практическим инструментом обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Несовершенство правовых гарантий, механизма их защиты и реализации незамедлительно сказываются на процессе социализации.
Социальное воспитание и социально-правовая защита детства являются двумя взаимообуславливающими сторонами единого процесса формирования личности. Как убедительно показали исследования, несовершенство одного из них незамедлительно сказывается на другом.
Тесное взаимодействие и взаимообусловленность процессов социального воспитания, социально-правовой охраны детства обусловливают потребность в признании приоритета мер комплексной социальной помощи (социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой и материальной), оказываемой обществом, профилактическими и правоохранительными институтами, над мерами административного и уголовного наказания. Этот подход предоставляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, раннюю диагностику, лечение начальных форм клинической декомпенсации, создать необходимые условия для адекватного социального развития несовершеннолетних.
Таким образом в контексте нашего исследования правозащитную деятельность мы будем толковать шире, чем "защита прав" в юридическом смысле. Правозащитную деятельность мы понимаем как социально-правовую работу по созданию действенного механизма реализации прав ребенка в обществе: в семье, детских учреждениях, школах и т.д. и требующую совместных усилий всех социальных институтов, использования всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи; содействию применения мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, и как деятельность по созданию и объективно и субъективно существующего правового пространства, подразумевающего формирующуюся личность не только объектом, но и активным субъектом правовой деятельности и правовых отношений.
Правовая защита рассматривается нами как социально-педагогическая проблема, решение которой направлено на обеспечение социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклонениями в поведении с целью формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации, создания социально педагогической ситуации развития, а также минимизации условий, вызывающих социальную дезадаптацию.
На наш взгляд, именно поддержка больше всего отражает социально-педагогический подход к проблеме правовой защиты детства.
Коррекция, также как и реабилитация, предполагает наличие какого-либо дефекта, отклонения, которое необходимо исправлять. В случае, например, нарушений речи, зрения или слуха, понятие коррекция отражает адекватный подход. Если же речь идет о развитии ребенка или личностном росте, то коррекция здесь неуместна, более того, с точки зрения гуманистической педагогики и психологии — вредна. Коррекционный подход был бы уместен, если бы мы исходили только из традиционного толкования понятия отклонения, отклоняющегося поведения, как нарушающего принятые нравственные и правовые нормы.