Модель социальной работы в технологиях КДН.

1) большинство родителей {93%} использует метод убеж­дения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание;

2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин);

3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.

Аналогичные отношения имеются между школьными учителями и подростками (92, с.41-44).

Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками.

Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется:

· педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик";

· командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные;

· непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;

· подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе;

· нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость);

· монополией учителя и родителей на оценивание дея­тельности учащихся, негативизмом педагогических воздей­ствий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств);

· антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении под­ростков.

Ответными реакциями подростков являются; страх перед наказанием, тревожность, депрессия, слепая исполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальная пассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство, сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие таких качеств личности, как честность, совесть, стыд.

Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки - 14%) ха­рактеризуется:

· существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы;

· подменой взрослыми функций подростков в их обще­ственных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.

Как ответные реакции у подростков появляются:

- иждивенчество, эгоизм потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительное отношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, заторможенность взросления . подростков, инфантильность; отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитие важнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы, общественной активности.

Индивидуальный подход как составляющая личностного подхода включает и принцип природосообразности воспитательно-профилактических воздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций, профилактической, образовательной системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4