Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях.
Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и- правовым общественным нормам.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса.
Социальная адаптация - это процесс приспособления индивидума к условиям окружающей среды.
В социальной психологии "адаптация" рассматривается не как изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации, т.е. усвоения индивидом социального ' опыта, "предполагающего включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений".
Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания.
Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида.
Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученые выделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную, педагогическую, медицинскую и др.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость".
Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию.
Сопротивление это может быть вызвано самыми . разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания.
Многообразие предпосылок и причин отклоняющегося поведения определяет и разнообразие подходов к работе по предотвращению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Анализируя процесс формирования отклоняющегося поведения с точки зрения многофакторного влияния внешней среды, современные исследователи обращают внимание на активность личности как субъекта приобщения к социальным ценностям (А.В.Петровский, А.Маслоу), как субъекта самосознания (И.С.Кон), самооценки (М.С.Неймарк, Л.И.Липкина), моральной саморегуляции (В.С.Мухина). В этих исследованиях личность выступает как система представлений человека о самом себе, на основе которых он строит свое поведение. Такой подход предполагает сосредоточенность на личности подростка, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине его социальных бед, а значит, и возможность преобладания мер социального контроля и ограничений в превентивной практике.