Введение

Актуальность исследования. Социальная работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая социальная работа развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.

В общественной жизни большинства стран мира социальные работники играют важную роль в планировании, реализации, оценке и научном изучении социальных программ, рассчитанных в поддержку самых разнообразных групп населения. В своем развитии социальная работа будет приобретать сущностные признаки технологии содействия формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил человека.

Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и жизненной позиции. Социальный работник должен произвести для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями и тому подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проняться чувствами собеседника.

Социальный работник должен производить приятное впечатление своим внешним видом, старательностью в создании условий для улучшения самочувствия других людей. Ему придется вступать во взаимоотношения с представителями разных социальных групп и профессий, влиять на других. Поэтому он должен заботиться о позитивном отношении к нему, о том, чтобы быть понятным. На индивидуальное отношение к конкретному специалисту опосредствовано влияет общественный престиж профессии, то есть общественное мнение.

Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особенное место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца дает возможность специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в ежедневной деятельности.

Анализ актуальной социально-экономической ситуации в России позволяет утверждать, социальная работа принадлежит к тяжелым в физическом и психологическом плане профессиям, поскольку социальные работники имеют дело со сложными и грустными сторонами человеческой жизни. Такую работу сопровождает избыточная потеря психической энергии, которая вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники испытывают неудачи, переживают разочарование, приобретают негативный опыт. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.

Именно поэтому в данной работе исследуется мотивация как фактор повышения профессиональной компетентности и карьерного роста социальных работников, ее место в улучшении социальной сферы. Рассматриваются составные мотивации, их роль в повышении эффективности и работы социальной службы в целом.

Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна[1], А.Н. Леонтьева[2], Б.Ф. Ломова[3] и других исследователей[4]

Актуальность этой проблемы определяет тему моей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования ценностно-мотивационной сферы социального работника».

Была проведена экспериментальная работа.

Цель исследования: выявить мотивы отношения к своему делу студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».

Гипотезой

исследования послужило предположение о том, что мотивы отношения к деятельности студентов, обучающихся по специальности «социальная работа обусловлены спецификой выбранной профессиональной деятельности.

Объектом исследования явились студенты 5-го курса факультета социальная работа РГСУ.

Предмет

исследования - мотивы профессиональной деятельности.

Задачи

исследования:

1. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования;

2. Подбор методов и исследования, позволяющих определить мотивацию деятельности.

Перейти на страницу: 1 2