Характеристика личностных качеств социального работника
Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.
Однако было бы неверно сводить культуру общения лишь к соблюдению правил приличия, речевого и поведенческого этикета, регулирующих межличностные отношения. Многому из этого человека учат с детства, и необходимое он усваивает в процессе социализации своей личности. Наряду с названными компонентами культура общения должна включать в себя культуру восприятия. Собеседник всегда желает, чтобы его не только слушали, но и слышали. Для этого мало говорить на одном с ним языке, схватывать подтекст отдельно сказанных им слов. Дополнительную информацию об отношении к теме разговора и позиции того, кого слушаешь, дают его жесты, манера держаться, выражение лица, реакция на заданные вопросы. Искусство чувствовать эти особенности позволяет улавливать состояние людей и лучше понимать их.
К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся следующие[39]:
· эмпатийность;
· психологическая компетентность;
· деликатность и тактичность;
· гуманность, милосердие;
· организаторские и коммуникационные способности;
· высокая духовная культура и нравственность;
· социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
· умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
· направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
· стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
· умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
· честность и моральная чистота в профессиональных делах.
Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников[40]:
1. Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу значимых проблем.
2. Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим.
Эмоционально-положительное отношение к людям во многом зависит от конкретного опыта этой личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую их систему.
3. Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать их в трудную минуту.