Анализ профессионализации социальных работников
С целью анализа полученных результатов нами была произведена вторичная обработка данных. Сначала полученные первичные данные были проранжированы с соблюдением принятых требований[52], где наиболее высокому показателю присваивался наиболее высокий ранг. В случае совпадения показателей каждому из них присваивался ранг, являющийся средним арифметическим суммы рангов, которые могли бы быть присвоены данным показателям.
Далее был применен метод Стъюдента (William Sealy Gosset, 1876-1937, британский математик, публиковавшийся под псевдонимом Student, Стъюдент) или t -распределением с k степенями свободы называют выборочное распределение величины
t = Z/ √(V/k), (1)
где Z - случайная величина, имеющая нормальное распределение с математическим ожиданием M(Z) = 0 и дисперсией D(Z) = 1; V - независимая от Z случайная величина, имеющая χ2 распределение (распределение Пирсона, британский математик Карл Пирсон, K. Pearson, 1857-1936) с k степенями свободы.
Пусть значения x реального показателя X принадлежат нормально распределенной генеральной совокупности значений того же показателя. Пусть математическое ожидание генерального распределения M(X) = a и дисперсией D(X) = σ2. Из данной генеральной совокупности можно извлекать выборки объёмом n . Средние значения `x этих выборок будут распределены нормально. При этом M(`x ) = a , σ (`x ) = σ / √n . Тогда случайная величина
Z = (`x - a) / (σ / √n ) (2)
Это «Шаг» методики, показатель сложения нормы, также имеет нормальное распределение как линейная функция нормального аргумента `x . При этом математическое ожидание M(Z) = 0 и среднее квадратичное отклонение σ (Z) = 1. Доказано, что случайные величины Z и
V = ((n - 1)·s2) / σ2 (3)
независимы (s2 - выборочная дисперсия) и что величина V имеет χ2 распределение с k = n - 1 степенями свободы.
Подставив (2) и (3) в (1) получим величину
t = ((`x - a)·√n) / s , (4)
которая имеет распределение Стъюдента с k = n - 1 степенями свободы[53].
Статистически значимые различия по критерию Стъюдента нами были по всем методикам и таким образом были выявлены ведущие мотивы отношения к деятельности студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».
-
Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир
Мотив - содержание профессиональной деятельности
- Опросник «Цель-Средство-Результат»
Мотив - результат
- Методика изучения факторов привлекательности профессии
Мотивы:
Работа соответствует моим способностям
Работа соответствует моему характеру
- Анкета для изучения мотивации и антимотивации
Моральный аспект мотивации
- Шкала оценки мотивации одобрения
Высокий уровень
- Тест ценностных ориентаций М. Рокича.
терминальные ценности:
активная деятельная жизнь,
интересная работа,
наличие хороших и верных друзей,
материально обеспеченную жизнь,
уверенность в себе,
любовь,
развлечения,
творчество.
инструментальные ценности:
жизнерадостность,
самоконтроль,
ответственность,
рационализм,
эффективность в делах,
образованность,
независимость,
твердая воля
- исполнительность.
Затем была произведена вторичная обработка данных методом расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена по формуле:
ρ
= 1 – (6 Σ
d
2
/
N
(
N
2
– 1)),
где Σ
d
2
– сумма квадратов разностей между рангами по двум переменным для каждого из респондентов;
N
–
количество ранжируемых значений, в нашем случае равное количеству испытуемых[54].
При обработке была использована компьютерная программа MS Exel из пакета офисных компьютерных программ MS Office – 2002[55].
По результатам вторичной обработки была составлена корреляционная матрица, из которой была осуществлена выборка полученных коэффициентов ранговой корреляции, отвечающих уровням доверительной вероятности 0,95 и 0,99[56].