Определение понятия “средний класс”
Понятие "среднего класса" вплоть до сегодняшнего дня является достаточно дискуссионным в современной науке. Многие специалисты вообще призывают отказаться от использования как понятия "средний класс", так и более общего понятия "класс".
Связано это, в первую очередь, с тем, что класс прочно и справедливо ассоциируется с марксизмом. А в последние годы, как известно, марксизм был "свергнут с пьедестала" и утратил значительную долю популярности не только среди политиков, но и в академической среде, по причине своей неадекватности при объяснении тенденций развития капитализма в XX веке. При этом марксизм все же остается достаточно влиятельным направлением в западной обществоведческой мысли. Однако со средним классом дело обстоит несколько иначе, чем с классами вообще.[8]
Что же такое “средний класс”? Современные научные источники дают множество определений данному понятию. Например, в кратком философском словаре, под редакцией В.Воловика, можно найти следующее толкование: “ Средний класс – это многочисленная и разнородная социальная группа современного общества, находящаяся между “полюсом богатства “ и “полюсом бедности “ и выделяемая, прежде всего по критерию материального дохода. Средний класс включает в себя мелких предпринимателей, фермеров, менеджеров, высококвалифицированных работников, интеллигенцию. Занимая промежуточное положение между двумя полюсами социальной иерархии, средний класс смягчает их противостояние, объективно не заинтересован в переворотах, а поэтому является основой стабильности и прогресса общества“.[9]
Социологический словарь под редакцией В.Г. Осипова даёт такое определение: “ Средний класс – это класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации; характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда (белые воротнички и другие)“. [14]
Однако сказать так – это либо сказать очень мало, либо вообще ничего не сказать. “Средний класс” – понятие достаточно размытое. В развитых демократических странах основным критерием принадлежности человека к этому классу принято считать определенный доход, полученный из легальных источников и обеспечивающий достойный уровень жизни. Когда представителей среднего класса большинство, у государства есть необходимые предпосылки для стабильного развития в условиях рыночной экономики и политической демократии.[6]
Изначально под понятием «средний класс» подразумевали мелкую и среднюю буржуазию. Впоследствии его стали использовать более широко для обозначения особой категории людей, которая возникла в наиболее развитых западных странах в течение XIX века по мере развития капитализма. Речь идет о промежуточных по своему положению в социальной структуре слоях: тех, кто не занимался физическим трудом, и в то же время не обладал богатством. Первая характеристика отличала эти слои от фабричных рабочих и крестьян, а вторая – от богатых (аристократии и крупной буржуазии). Появлению и укреплению позиций этой страты способствовали технологические и экономические изменения, сопровождавшиеся сдвигами в структуре занятости населения: происходило постепенное, но неуклонное расширение доли так называемых "беловоротничковых" вакансий. "Белые воротнички" включают в себя работников умственного труда разного уровня квалификации, начиная от продавца и заканчивая профессором университета. Постепенно нарастало разделение этих категорий работников. Они работали в разных местах, т.е. были разделены пространственно, выполняя разную по характеру работу и получая разную зарплату. Со временем сформировался и особый стиль жизни среднего класса, включающий в себя специфические привычки в сфере потребления, форму проведения свободного времени, вкусы, предпочтения, нормы поведения и ценностные ориентации. Вместе с тем происходило разделение среднего и рабочего классов по месту проживания: представители первого предпочитали селиться рядом с себе подобными и общаться с себе подобными. Так постепенно складывалось самосознание среднего класса, основанное на общих ценностях и моделях поведения.[8]