Роль среднего класса в формировании гражданского общества в Украине
Невзирая на настолько широкий спектр представителей среднего класса в Украине, его частица в составе населения Украины относительно небольшая. По этому вопросу существует множество разных мыслей. По данным, что приводится В. Каспаруком, в 1997 году средний класс составлял 12% населения [11]. А ученые с ДНАУ, руководствуясь данными на март 2001 года, пришли к выводу, что среднего класса у нас приблизительно 25 млн. человек. Например, 70% киевлян относят себя к «твердым середнякам». А за результатами опроса, проведенного центром А. Разумкова, в 2002 году к среднему классу отнесли себя 45.6% украинцев.[11]
Средний класс в силу своего положения в обществе и получаемых доходах заинтересован в политической стабильности, склонен к компромиссам, примирению политических крайностей. Его отличают компетентность и активность при принятии электоральных и политических решений. Он достаточно чуткий относительно изменений в государственной политике, поскольку какие-либо изменения в делении ресурсов угрожают ему неприятностями во всех сторонах жизнедеятельности. Потому он пытается влиять на государственные структуры, в первую очередь через институты гражданского общества - политические партии, общественные организации и объединения. Они создаются им для защиты личных интересов, для укрепления своих позиций в классовом обществе. В годы существования независимого украинского государства значительная часть среднего класса получила некоторый опыт в новых формах гражданской активности (благотворительная деятельность, неприбыльные организации, активная защита своих прав, участие в манифестациях, пикетировании и тому подобное).[12]
Для гражданского общества характерное представительство интересов разных групп населения в виде объединения граждан. Всеукраинские опросы гражданской мысли в мае 1996 г. показали, что “только 25% респондентов не желали присоединиться к ни одному виду общественных организаций и 5% не имели позиции по этому вопросу. Другие же указали на тот или другой вид объединений, в которых они согласны были бы работать. Среди старшего поколения наибольшим авторитетом пользовались организации потребителей, благотворительные и религиозные объединения, среди молодежи – спортивные, молодежные, экологические, за интересами потребителей.
Представители среднего класса, принимая участие в работе общественных объединений и организаций, получают возможность активно влиять на политику государства. При этом они поддерживают те организации, что в своих программных документах провозглашают поддержку рыночных отношений, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, поскольку понимают, что нарушение демократических норм может привести к свертыванию демократических процессов и установлению в стране тоталитарного или олигархического режима. В основном этим людям свойственно развитое чувство патриотизма и активная гражданская позиция, что нацелена на обеспечение нормальных условий жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Консолидация усилий этих групп населения в развитии гражданского общества обусловлена также их беспокойством о недопущении негативных последствий для их бизнеса. В Украине существует большое количество разных ассоциаций, созданных предпринимателями. В их числе - Украинская национальная ассамблея предпринимателей, Общеукраинская ассоциация частных владельцев и предпринимателей и тому подобное. Именно эти институты гражданского общества лоббируют интересы среднего класса.