Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детства. А, как отмечают психологи, первые годы жизни оказывают наибольшее влияние на формирование личностных качеств.
Особенность социальных изменений в российском обществе заключается в системном переходе от одного социально-экономического устройства к другому. В связи с этим также произошли и фундаментальные изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей и, следовательно, в ценностных ориентациях.
Рассмотрим подробнее, в чем заключалась сущность проводимых реформ.
В 1992 году Президентом РФ был подписан указ «О свободе торговли», в соответствии с которым предприятиям и гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без каких-либо специальных разрешений, за исключением некоторых ограничений, таких как торговля оружием, лекарственными средствами и т.д. В это время уже был в силе указ «О либерализации цен», предполагавший ослабление государственного регулирования в сфере ценообразования. Рынок стал наполняться потребительскими товарами, однако монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции и к резкому падению уровня жизни.
Множество государственных предприятий были приватизированы и перешли в собственность частных владельцев фактически за бесценок. В результате приватизации появился класс олигархов, но в то же время большинство людей стало жить на уровне бедности. Экономика вышла из-под контроля правительства.
К середине 1990-х годов стали очевидны результаты. С одной стороны в России начала формироваться рыночная экономика и улучшились политические и экономические отношения с Западом. А с другой – в несколько раз упал уровень промышленного производства, резко снизился уровень жизни, увеличилась безработица, произошла деформация всех стоимостных пропорций, а среди представителей среднего класса едва ли набиралась четвертая часть от всего населения.
Проблема перехода к рыночной модели развития заключалась в следующем:
· с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации, не учитывались социокультурные традиции нашего общества;
· также не были учтены такие особенности экономики, как милитаризованность, низкая технологичность и отсутствие качественных, конкурентоспособных потребительских товаров.[16]
Установки, характерные для советского общества, – доминирование традиций коллективности и отсутствие персональности – стали неприменимы к новым социально-экономическим условиям. Период, когда представители старшего поколения адаптировались к изменившейся реальности, пришелся на время воспитания современной молодежи.
Чтобы проследить, как произошедшие перемены повлияли на ценностные ориентации современной молодежи в сфере экономики, следует рассмотреть, как молодые люди оценивают свое экономическое положение, произошедшие в стране перемены, насколько важны для них материальные ценности и т.д.