Формирование системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики
Как уже отмечалось, главная проблема ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в сфере экономики, состоит в их двойственности, противоречивости. Молодежь, благодаря особым социально-экономическим условиям, частично усвоила и традиционные ценности, характерные для советского общества, и западные ценности, связанные с переходом российской экономики к рыночному типу.
В сфере экономики к традиционным ценностным ориентациям можно отнести следующие:
· ориентация на коллективный труд;
· ориентация на получение образования с целью приобретения знаний и умений;
· ориентация на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества;
· ориентация на значимость труда как такового;
· ориентация на государственно-патерналистскую установку, предполагающая покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере.
К западным, или рыночным, следует отнести следующие ценностные ориентации:
· ориентация на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры;
· ориентация на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда;
· ориентация на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени;
· ориентация на либеральный путь развития экономики и на частичное регулирование экономики государством.
Таким образом, в экономическом сознании молодежи уживаются противоречащие, взаимоисключающие друг друга оценки и установки.
Данное явление обусловлено, главным образом, социально-экономическими переменами. Одна из главнейших ошибок при проведении социально-экономических реформ заключалась в том, что не были учтены социокультурные традиции общества того времени, также не существовало концепции модернизации. Перемены повлекли за собой изменения в идеологии страны. Старые идеалы и ориентиры были разрушены, а на их смену пришли новые, западные, никак не скорректированные в соответствии с культурой и менталитетом российского общества. Следствием этого стал ценностный кризис всего общества, который не мог не отразиться на экономических ценностных ориентациях современной молодежи.
Как известно, все сферы общественной жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи. Изменения, произошедшие в одной из сфер, должны сопровождаться изменениями в остальных. Поэтому переход от административно-плановой экономики к рыночной потребовал создания новой идеологии и национальной идеи, которые будут соответствовать новым экономическим условиям, не входя в противоречие с менталитетом российского общества.
Остановимся подробнее на таких понятиях, как «нация» и «национальная идея» и «идеология».
Нация представляет собой историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.[20] Нация – более широкое понятие в отличие от национальности. Национальность обозначает принадлежность человека к определенной этнической группе. Нация же определяет в большей степени социокультурный компонент. Таким образом, в одну нацию могут входить представители разных национальностей.