Заключение
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе таких характеристик, как возраст, социальное положение и социально-психологические свойства. Молодежь играет особую роль в жизнедеятельности общества, что обуславливается следующими обстоятельствами. Она является главным источником трудовых ресурсов и носителем интеллектуального потенциала, а также имеет большую социальную и профессиональную перспективу.
Главным фактором, определяющим деятельность молодых людей, являются их ценностные ориентации. Ценность означает некую значимость объекта для субъекта. Ценностные ориентации можно определить как иерархию ценностей, задающую направленность жизнедеятельности человека или социальной группы. Ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как оценивание конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости. Особым видом ценностей и ценностных ориентаций являются экономические ценности и ценностные ориентации, связанные с материальной значимостью и выгодностью объекта.
В целом, ценностные ориентации молодежи России характеризуются увеличением значимости индивидуальных ориентаций; ростом и развитием идеологического плюрализма, фрагментарностью мировоззрения; двойственностью ценностного сознания, сочетанием противоположных, взаимоисключающих оценок и установок.
Главной особенностью ценностных ориентаций молодежи как в целом, так и в экономической сфере, является факт формирования их в период радикальных перемен. Переход от одного социально-экономического устройства к другому повлек огромные изменения в идеологии, отношениях людей и в ценностных ориентациях. Экономические реформы 1990-х годов с одной стороны привели к формированию рыночной экономики и улучшению политических и экономических отношений с Западом. Но с другой – к упадку уровня промышленного производства, снижению уровня жизни, увеличению безработицы и к деформации всех стоимостных пропорций.
Главные ошибки при проведении реформ заключались в том, что не были учтены культура и традиции общества и состояние экономики того времени. В целом, с самого начала реформирования не существовало конкретной национальной концепции модернизации. В результате установки, характерные для советского общества, стали неприменимы к новым социально-экономическим реалиям. Обществу пришлось в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, политике, ценностям.
При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики можно сказать следующее. По сравнению со старшими поколениями, молодежь в большей степени ориентирована на ценности индивидуализма, либерально-экономические ценности и на установку на рыночный путь развития России. Можно сказать, что молодежь позитивно относится к своему экономическому положению: большая часть относит себя к среднему классу. Тем не менее, большинство молодых людей негативно оценивают состояние экономики страны. Говоря об оценке экономических реформ 1990-х годов, молодежь склонна думать, что реформы были необходимы, но социальная цена их слишком высока. В сфере государственного регулирования экономики можно выделить следующие тенденции. Относительное большинство молодых людей считают, что должны быть равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако почти четверть современной молодежи выступает за сохранение системы государственного управления с допущением некоторых возможностей для частного предпринимательства. Установка на рыночный путь развития характерна для семей, кормильцем в которых является предприниматель или руководитель. В семьях, где кормильцем является рабочий или военнослужащий, более выражена государственно-патерналистская ориентация.