Современная семья как объект исследования
Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.
По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи:
· студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьем браке один из супругов – студент);
· дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет).
По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи:
§ во-первых, благополучные, счастливые;
§ во-вторых, устойчивые;
§ в-третьих, проблемные;
§ в-четвертых, конфликтные;
§ в-пятых, социально-неблагополучные семьи.
Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.
Функции семьи – это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла ряд основных функций:
· воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
· воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
· хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
· экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
· сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
· духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
· социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
· досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
· эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Не случайно функция воспроизводства населения и воспитательная функция стоят на первом месте. Действительно, рождение детей и их воспитание в рамках принятых в обществе моральных и социальных норм и принципов – основная цель создания семьи, формирования брачно-семейных отношений.
Несмотря на то, что в последние десятилетие в развитии института семьи появились новые тенденции — общее снижение рождаемости, увеличение удельного веса разводов и неполных семей, уменьшение числа детей в семьях и их нуклеаризация. Это объясняется повсеместно происходящим процессом размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
Существенная тенденция последних лет — отмеченное еще А.Г.Харчевым «разделение родительства и семьи» точнее, супружества.[27; c. 125] Выражается это в широком распространении неполных (прежде всего материнских) семей и в увеличении числа супружеских пар, отказывающихся иметь хотя бы одного ребенка.
Об этом свидетельствуют данные Госкомстата Российской Федерации, где наглядно виден рост числадетей, родившихся вне брака: