Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы.
В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в получении сведений экологического характера.
Между тем в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи - воспитания экологической культуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера широким массам населения, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представлений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.
Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры:
1. Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания на всех уровнях;
2. Совершенствование законодательных основ экологического образования и воспитания населения;
3. Разработка научно-педагогических обоснований государственной стратегии развития экологического образования и воспитания населения и программ ее реализации;
4. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования, просвещения, воспитания;
5. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения;
6. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения и др.
Экологическое воспитание, приобщение к здоровому образу жизни и спорту в первую очередь должно начинаться с семьи. Именно в семье должны прививаться основы личной гигиены и бережного отношения к окружающей среде.
Необходимость этого подтверждается проведенным практическим исследованием.
Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.
Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день. Одним из путей сохранения здоровья также является и отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.
Можно выделить комплекс социально-экологических факторов, совершенствующих брачно-семейные отношения:
1. Рациональное питание:
- пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;
- правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон;
- регулярность и своевременность питания;
2. Физическая нагрузка:
- подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;
- активный отдых, прогулки и ближний туризм;
- утренняя гигиеническая гимнастика;
3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:
- правильный выбор продуктов питания;
- бытовые средства очистки воды и воздуха;
4. Распорядок дня:
- определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;
5. Закаливание.
6. Преодоление вредных привычек:
- алкоголизм;
- наркомания, токсикомания;
- курение;
- азартные и компьютерные игры;
7. Организация быта:
- разумный выбор места жительства;
- положительный микроклимат в семье;
- экология жилища.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что именно родители должны вносить вклад в развитие представлений своих детей о биосфере, антропогенных факторах, параметрах окружающей среды, влияющих на здоровье человека, и других понятиях экологии, попытаться скоординировать свои действия для достижения лучшего результата.