Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов
Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе.
Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствии его. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник – коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так и позитивную окраску[2]. Тут: деньги под залог авто в Москве.
Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или как его еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название «медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход.
Медицинский – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях.
На вопрос, что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»[3]
С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой».
Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он же не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.
Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом (человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.»[4]. Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека.
Для того чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру.
Давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, и большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить[5].
Однако если взглянуть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели, мы увидим совершенно иную реальность. Становится очевидным, что человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек, которые он не может преодолеть на инвалидной коляске. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, планировщики, строители, которые строили здание библиотеки, не считали людей с инвалидностью частью общества, не учли их потребностей. Отношение и действия этих специалистов создали среду, ограничившую возможности человека с инвалидностью. Если бы был построен пандус, очевидно, что этот человека в данной ситуации не считался бы инвалидом, и потому мог бы посещать библиотеку, как и все остальные, граждане. Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель предлагает не рассматривать инвалидов исключительно как объект медицинского вмешательства.