Дискриминация на уровне институциональных организаций
Из общего количества медицинских работников, практически все врачи и большая часть среднего медицинского персонала отметили, что медицинские работники, зараженные ВИЧ/СПИДом вследствие выполнения служебных обязанностей, имеют право на льготы. К основным видам льгот, которые должны получить медицинские работники в случае заражения ВИЧ-инфекцией, респонденты отнесли: возмещение материального ущерба – 25,9%; выплата пенсии в размере 100% в случае смерти нетрудоспособным членам семьи; пенсию по возрасту на льготных условиях – 12,7%; предоставление ежегодных путевок для санаторно-курортного лечения – 15,4%; улучшение жилищных условий – 12,7% и ежегодный дополнительный отпуск – 10,3%.
Одной из форм уменьшения риска заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников, имеющих контакты с инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ/СПИДом, является предоставление АРВ препаратов для пост-контактной профилактики. Исследование показало, что только 38,8% медицинских работников слышали о пост-контактной профилактике. Из числа тех, которые слышали о данной форме профилактики, 35,5% отметили, что в их медицинском учреждении существует практика предоставления пост-контактной профилактики.
В соответствие с Законом РТ «О противодействии вирусу иммунодефицита человека и синдрому приобретенного иммунодефицита», работники учреждений здравоохранения, допустившие халатное отношение к своим профессиональным обязанностям, повлекшее за собой инфицирование другого лица (или нескольких) вирусом иммунодефицита человека, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РТ.
В статье 17 данного Закона также отмечено, что лица, зараженные ВИЧ/СПИДом вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками, имеют право на возмещение ущерба и предоставления им льгот. Практически все врачи и большая часть (75,5%) среднего медицинского персонала отметили, что люди, зараженные ВИЧ инфекцией в результате халатности медицинских работников, имеют право на льготы. К основным видам льгот медицинские работники отнесли:
· возмещение ущерба – 36,5%; выплата пенсии в размере 100% в случае смерти нетрудоспособным членам семьи – 15,9%; пенсию по возрасту на льготных условиях – 10,5%; предоставление ежегодных путевок для санаторно-курортного лечения – 15,1%;
· улучшение жилищных условий – 8,6% и ежегодный дополнительный отпуск – 7,3%.
К возможным источникам расходов на обеспечение и возмещение ущерба людям, зараженным ВИЧ/СПИДом по вине медицинских работников, медицинские работники отнесли: возмещение убытков за счет самих медицинских сотрудников – 24,8%; за счет лечебных учреждений, где произошло заражение – 23% и, больше всего, за счет государственных расходов – 50,9%.
Формы проявления дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным в сфере услуг.
Сегодня рынок сферы обслуживания в России, заполнен людьми, не имеющими должного образования, которое снижает уровень информированности о путях передачи ВИЧ/СПИДа. Данный факт отразился на количестве работников сферы обслуживания, которые, в случае обращения к ним ВИЧ-инфицированного, не будут его обслуживать (53,9%) и, в процентном соотношении разница между мужчинами (55,7%) и женщинами (51,1%) не велика. В целом, можно отметить, что более половины всех опрошенных мужчин и женщин, занятых в сфере обслуживания, не пойдут на контакт с ВИЧ-инфицированным. Однако среди работников сферы услуг существует большая часть людей, которая проинформирована о путях передачи заболевания и ВИЧ статус человека не будет являться препятствием для оказания ему каких-либо услуг. Согласятся обслуживать ВИЧ-инфицированного 42,6%, при чем мужчины - 41,4%, женщины - 44,4% в данном вопросе имеют схожие позиции. 3,5% респондентов, в силу того, что не сталкивались с ВИЧ-инфицированными.
Мнение работников сферы услуг о создании для ЛЖВС отдельных сервисных служб инфицированными, не знают ответа на данный вопрос по нескольким причинам, кто-то не имеет информацию о ВИЧ/СПИДе. Возможно, при встрече они психологически не будут готовы или же, наоборот, постараются обслужить ВИЧ-инфицированного лучше остальных клиентов.
Существует несколько причин, по которым работники сферы обслуживания не пойдут на контакт с ВИЧ-инфицированными и не согласятся оказать ему определенные услуги. Основным барьером, стоящим на пути между ВИЧ-инфицированным и работником сферы услуг, является страх перед возможным заражением (60%). Многие работники сферы услуг мотивируют свой отказ тем, что остальные клиенты, в случае, если они узнают об этом, могут больше не обратиться к ним (21,2%). По мнению большинства граждан страны, люди в основной своей массе заражаются вследствие неправильного образа жизни, и это отразилось на том, что некоторые работники сферы обслуживания брезгуют общаться с ВИЧ-инфицированными (17,6%).