Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт
В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: «Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)». В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов. Дополнение в Кодекс вступило в силу с 1 июля 2001 г.
Согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.
В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно: социальное страхование, компенсации и помощь. Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами[21]:
Об инвалидах 1974 года;
Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;
О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;
О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;
Кодексом социального законодательства.
В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.
Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы:
О национальной помощи 1948 года;
Об инвалидах 1986 года;
О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;
О социальном обеспечении 1994 года;
О не дискриминации инвалидов 1995 года и др.
Данные законы, наряду с конституционными правами, принципом равных прав инвалидов и неинвалидов, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, образованию и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.
Изучению зарубежного опыта защиты прав инвалидов уделяется большое внимание в России. Так, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ О.О. Миронов в своем специальном докладе отметил, что «изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США, в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовывать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития[22].