Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом.

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение [13, с. 187].

В бюджет Пенсионного фонда РФ поступают:

- страховые взносы;

- средства федерального бюджета;

- суммы пеней и иных финансовых санкций;

Расходами Пенсионного фонда РФ являются:

- выплаты трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

- оплата услуг по доставке пенсий;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности.

Контроль за использованием средств в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляется Счетной палатой РФ [16, с.117].

«Положение о Пенсионном фонде РФ» было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Это было связано с тем, что до октября 1993 г. назначение председателя правления Пенсионного фонда РФ относилось к компетенции законодательной власти. В соответствии с вышеуказанным «Положением» руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением и его постоянно действующим органом – исполнительной дирекцией. В состав правлении входят председатель, его заместители, исполнительный директор. В правление могут входить представители общественных организаций, в частности профсоюзов.

Тарифы страховых взносов на пенсионное страхование выплачиваются работодателями. В ходе начавшейся в 2002 г. пенсионной реформы в нашей стране создана накопительная пенсионная система. Она основывается на персонифицированном учете взносов, поступающих от каждого работника. Размер накопленной суммы определяет величину будущей пенсии [6, с. 98].

Основные доводы сторонников накопительной системы состоят в следующем.

1. Процесс старения населения приводит к росту числе пенсионеров и сокращению числа работников. Страховых взносов, вносимых за работников их работодателями, оказывается недостаточно для выплаты пенсии. Поэтому способом преодоления негативных демографических факторов является переход к накопительной пенсионной системе.

2. В условиях распределительной пенсионной системы правительства в политических целях часто принимают на себя дополнительные обязательства перед гражданами, но впоследствии оказываются на в состоянии их выполнить.

3. Введение накопительной системы приведет к снижению тарифов страховых взносов и тем самым обусловливает общее снижение налогового бремени в экономике.

4. Использование пенсионных накоплений в качестве инвестиционного ресурса ускоряет темпы экономического развития страны.

При накопительной пенсионной системе, как и при распределительной, размеры пенсий остаются под полным контролем государства. Дело в том, что государство способно определять направления инвестирования пенсионных накоплений. В основном эти накопления вкладываются в правительственные ценные бумаги.