Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые
Не трудно высчитать, что накопительная прибавка к распределительной части пенсии в первые годы не превысит 90-100 руб. в месяц (в текущих ценах), что не превысит 1% от общего размера пенсии. Только через 30 лет (в середине 2030-х гг.) доля накопительной части приблизится к 10-12% от распределительной пенсии. Это при том, что размеры отчислений в течение всего страхового стажа были практически равными 8% (распределительное страхование) и 6% (накопительное страхование), а в результате максимальное соотношение – 9 : 1 табл. 2.4.6 (приложение 6).
Причины возникших проблем пенсионной системы классифицируются на первичные (базовые) и вторичные (производные).
Базовые причины в свою очередь следует подразделять на внутрисменные и внесистемные (глобальные). Внутрисистемные охватывают факторы и процессы, происходящие в самой пенсионной системе, т.е. экономические и социально-правовые отношения между ее участниками (застрахованными лицами – страхователями – страховщиками). Внесистемные причины охватывают демографические факторы и макроэкономические процессы, которые непосредственно влияют на внутри пенсионные отношения.
Перечисленные внутренние и внешние причины наглядно указывают направления, в которых надо двигаться для достижения базовых страховых принципов. Помимо первичных, на развитие пенсионной системы оказывают влияние вторичные (производные) проблемы, которые зачастую на первый взгляд принимаются за базовые. Однако они не могут оказывать эффективного воздействия на систему. Поэтому предлагается называть их «мнимыми».
Мнимые причины:
- низкий общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин);
- неразвитость накопительной части трудовой пенсии.
Решение современных проблем возможно двумя методами:
- ускорение реализации страховых принципов в пенсионной системе;
- трансформация пенсионной системы в полностью бюджетную, предусматривающую в качестве источника финансировании всех выплат средства федерального бюджета.
Актуарные расчеты показывают, что переход на страховые механизмы должен осуществляться комплексно, а не фрагментарно, и все страховые элементы пенсионной системы должны реализовываться синхронно, хотя и могут иметь разную продолжительность во времени.
Важно обратить внимание на то, что усиление страховых принципов пенсионной системы предусматривает кратко- и долгосрочные меры по:
-регулированию тарифной политики;
-совершенствованию накопительного компонента пенсионной системы;
-реформированию всех видов досрочных и льготных пенсий;
-увеличению продолжительности периода формирования пенсионных прав и повышению пенсионного возраста демографической ситуации;
-актуарной оптимизации механизмов формирования пенсионных прав и реализации пенсионных обязательств.
Вывод. Пенсионная система России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). Конкретной датой принятия решения о реформировании можно назвать день учреждения Пенсионного фонда России - 22 декабря 1990 г. Но переходный период все еще продолжается. Для сглаживания последствий реформы проведена граница между лицами, получающими пенсию по старым, солидарным правилам, и теми, кто задействован в новой, либеральной системе.
С реформированием государственной системы пенсионного обеспечения стало постепенно развиваться негосударственное пенсионное страхование. Со стороны государства этот способ накопления на старость стимулируется путем предоставления налоговых льгот физическим лицам, делающим взносы, и работодателям, финансирующим негосударственные пенсионные накопления своих работников.