Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей

Структура правовой культуры воспитанника включает три компонента.

Когнитивный компонент представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей их правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной позиции.

Эмоционально-ценностный компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву), определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества.

Поведенческий компонент (правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов правовой культуры характеризует системный характер исследуемого объекта.

Важнейшей частью правовой культуры является правосознание общества. По утверждению Гулиной М.А., правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни [26].

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют познавательная, оценочная и регулятивная функции. Познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений в целом. Оценочная функция состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых, субъект позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность. Регулятивная функция предполагает осознание, определение и реализацию субъектом правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико и ощутимо, оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, как одного из средств воздействия на общественные отношения. Поэтому в значительной степени от уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

В структурном отношении правосознание представлено в форме правовой идеологии (система официальных представлений о праве), определяющей стратегию развития правовой жизни общества и осуществляющей всесторонний анализ современной правовой ситуации, и правовой психологии (система неофициальных представлений о праве), характеризующей переживания людей, возникающие в связи с состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.

По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, по признаку правовой образованности субъектов, правосознание можно разделить на обыденное, специализированное и научное. Обыденное (массовое) правосознание формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования, для него характерно знание общих принципов права, тесно переплетающееся с нравственными представлениями. Специализированное (профессиональное) правосознание подразделяется в зависимости от сферы деятельности (правосознание ученых-юристов, правосознание судей, правосознание работников милиции) складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Научное (теоретическое) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Следовательно, правосознание бывает индивидуальным, групповым и общественным, при этом предполагается, что правовое сознание, как и сознание, вообще присуще лишь человеку, а групповое – это обобщенное правосознание, представляющее выражение мнения всего общества [32, 106].

Перейти на страницу: 1 2 3