Опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
Дети, поступившие в Центр, проявляют себя по-разному. Можно столкнуться с тремя вариантами их поведения: изоляция, оппозиция, агрессия. Ребенок, склонный к изоляции, проявляет равнодушие к окружающим, стремиться уйти от общения, избегает контактов, замыкается, защищая свое «Я». Аутизм проявляется как паническая реакция ребенка, возникающая в тот момент, когда он в возрасте двух-трех лет осознает свое «Я». Ребенок, склонный к оппозиции, не избегает общения, проявляет активность, которая носит в основном негативную окраску. Оппозиция может проявиться и в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительность. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, протекает достаточно сложно. Именно поэтому наиболее патогенной зоной в культуре становится эмоциональная сфера, поскольку возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность под воздействием нестабильных социально-экономических условий ее жизнедеятельности. Современное общество предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека и, тревожность, как одна из форм эмоционального неблагополучия, является деструктивной личностной чертой, которая может закрепляться в качестве устойчивого личностного образования, неблагоприятно влияющего на жизнедеятельность человека [56, С. 26].
Особенности формирования правовой культуры у воспитанников в возрасте 14-15 лет Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» обусловлены в специфике социальной ситуации развития, эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамичной, сложной и быстро меняющейся ситуации [39, С. 90].
Недостаточность формирования у них когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов правовой культуры в общей структуре культуры личности влечет за собой дезадаптацию растущей и развивающейся личности в обществе.
Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными структурными компонентами правовой культуры личности: когнитивным (правовые знания, правовая информация), эмоционально-ценностным (нравственно-правовые чувства и убеждения) и поведенческим (осознанное правомерное поведение).
Таким образом, правовая культура представляет собой сложное интегративное качество личности, основой которого выступает совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, определяющих правовое сознание и поведение в социально значимых ситуациях и базирующееся на общей культуре личности.
Реализация модели формирования правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» должна включать правовое обучение, внеурочнную деятельность (правовой клуб), что в целом обеспечивает необходимый уровень правового образования. Эффективность реализации модели формирования правовой культуры у воспитанников Центра обеспечивается соблюдением педагогических условий:
- определение содержания, организационно-методического обеспечения образовательного процесса на основе учета возрастных, психофизиологических, речевых, коммуникативных, познавательных и индивидуальных особенностей. Это предполагает разработку программ, диагностическое сопровождение процесса формирования правовой культуры у воспитанников, координационную деятельность по организации взаимодействия Центра со школами, родителями и правоохранительными органами.