Реализация программы по формированию правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
Правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.
Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.
Структура правовой культуры старшеклассника включает 3 компонента. Когнитивный компонент представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей воспитанников Центра правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной позиции. Эмоционально-ценностный компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву); определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества. Поведенческий компонент (правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях.
Анализ содержания правового (обществоведческого) образования в специальном социальном учреждении показал, что он соотносится с массовой общеобразовательной школой, а именно образовательная область «Обществознание», при этом реализуется интегративная модель правового образования с использованием учебников школы.
Для решения поставленных целей и задач констатирующего этапа были разработаны следующие критерии и показатели диагностики исходного состояния правовой культуры и правовой социализации учащихся, соответствующие сферам личности и компонентам правовой культуры.
1. Отношение учащихся к праву, восприятие правовых норм (Эмоционально-ценностный компонент – мотивационно-потребностная, эмоционально-ценностная сфера личности): понимание нравственного смысла закона; положительное отношение к нормам права; проявление интереса к изучению норм права, желание приобретать правовые знания; наличие устойчивых ценностных ориентаций в правовой сфере.
2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент – когнитивная сфера личности): знание и осмысление правовых норм; освоение юридической терминологии;
3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовое поведение (поведенческий компонент – деятельностно-практическая сфера личности): умение пользоваться информацией правового характера; потребность в точном соблюдении норм права, правомерное поведение; социальное взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями, сотрудниками правоохранительных органов.
В качестве средства повышения эффективности процесса формирования правовой культуры использовалась компьютерная программа «Основы государства и права», созданная с учетом психолого-педагогических особенностей обучения подростков и доступная для использования на всех типах уроков. Программа позволила индивидуализировать обучение в условиях учреждения, обеспечить каждому воспитаннику возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Внеучебная деятельность по правовому образованию осуществлялась в рамках правового просвещения родителей, взаимодействия школы и правоохранительных органов в реализации специальной профилактической программы.
Основной формой правового образования во внеклассной деятельности стала организация клуба «Право и я – права на каждый день» в условиях данного учреждения.